Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЯ. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА 2 страница




Вариант 4

1. Источники, используемые для изучения истории фармации и медицины.

2. Развитие медицины в период общественно-экономических сдвигов.

Вариант 5

1. Дать характеристику эпохи матриархата.

2. Вклад первобытной культуры в развитие медицины и лекарствоведения.

Вариант 6

1. Роль женщины как первой врачевательницы недугов человеческих.

2. Дать определение понятию «народная медицина».

Вариант 7

1. Второе крупное изобретение человека (лук и стрела) и его влияние на развитие человечества.

2. Изменение представлений людей об источнике жизненных благ в эпоху патриархата.

 


 

ТЕМА:РАЗВИТИЕ ФАРМАЦИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

ЦЕЛЬ: Изучение развития фармации и медицины в странах Древнего Востока

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

1. Выявление времени и места появления первых медицинских школ в Древней Индии.

2. Сравнение учений о нормальном функционировании организма.

3. Ознакомление с перечнем хирургических методов лечения болезней в странах Древнего Востока.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

Дискуссия, работа в парах, малые группы, решение ситуационных задач.

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:

Ситуационные задачи

1. Укажите отличительные особенности теорий, объясняющих болезнь в Древнем Египте и Месопотамии.

 

2. Где появились термины «фармация», «химия», «врач», и что означают эти термины? Запишите в тетради.

 

3. Укажите время и место появления первых медицинских школ в Древней Индии.

4. Сравните учения о нормальном функционировании организма, принятые в Древней Индии и Китае.

 

5. Опишите прототипы современных фармакопей в странах Древнего Востока и первые медицинские книги.

 

6. Составьте список хирургических методов лечения болезней в странах Древнего Востока.

7. Решите кроссворд:

1 по горизонтали – Древнеегипетский бог врачебного искусства.

2по вертикали – Что излечивали, по мнению тибетских врачей, сладкие, кислые и

жгучие лекарственные средства?

3по горизонтали – Вавилонский царь, автор «Законов справедливости», содержащих

сведения о способах лечения.

4по вертикали – Что излечивали, по мнению тибетских врачей, сладкие, горькие и

вяжущие лекарственные средства?

5по вертикали – Древнеиндийская фармакопея «Книга жизни».

6по горизонтали – Религиозное сочинение, содержащее сведения о медицине, известное

в древности на территории Ирана, Азербайджана, Армении и Средней

Азии.

7по горизонтали – Первый крупный медицинский трактат в Китае.

8 по горизонтали – «Знающий воду» в Ассиро-Вавилонии.

 

                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

 


 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Фармация Древнего Востока

Первые государства на Древнем Востоке возникли в IV-II ты­сячелетиях до н.э. в тех регионах, где имелись благоприятные условия для занятия земледелием. Это были долины таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и др. Здесь процветали знаме­нитые цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Ирана, Китая. В этот период в основном сложились сухопутные и морские пути меж­ду государствами, что привело к оживленному обмену между народа­ми в области экономики, культуры и науки.

В тесной связи с остальными проявлениями жизни, тысячами нитей связанные с ними, продолжают развиваться врачебное искус­ство и лекарствоведение. О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармации в странах Древнего Востока мы узнаем из многочисленных надписей на саркофагах, колоннах храмов, из клинописных надписей на скалах и глиняных табличках. К настоя­щему времени известны свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта, среди них Кахунский папирус XVIII век до н.э., папирус Эберса – XVI век до н.э., Брушга – XI век до н.э., Имхотепа – III век до н.э. и др.

Содержание этого огромного собрания папирусов необычайно раз­нообразно: это многочисленные рецепты изготовления лекарств, мо­ющих средств, стекла. Наиболее крупными являются многотомные собрания папирусов из Тебтюнисха, Оксиринха, Гибелена. Сохрани­лись древние медицинские книги в Китае, Тибете, Индии (Веды). Сведения о медицине можно обнаружить в эпических произведени­ях: «Махабхарата» и «Рамаяна» (Индия); в религиозных сочинениях: «Авеста» (территория современного Ирана, Азербайджана, Армении и Средней Азии), «Амбра» (Египет). Кроме того, археологи обнару­жили на территориях цивилизаций Древнего Востока в соответствую­щих слоях сосуды с остатками растений и мазей, хирургические ин­струменты, санитарно-гигиенические сооружения (бани, бассейны). О способах лечения нам сообщают «Законы справедливости» Хаммурапи (Ассиро-Вавилония, 2200 лет до н.э.).

 

Лекарствоведение в Древнем Египте

Согласно историческим документам, Египет считается самой древ­ней цивилизацией Древнего Востока, где благодаря высокому уровню жизни населения были сосредоточены известные в древнем мире знания в области медицины, фармации и химии. Египтяне на основе существу­ющих четырех основных элементов мира (воздух, вода, земля и огонь) разработали учение о четырех основных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обуславливаю­щих его здоровье или болезнь. Одновременно возникло учение о пневме, согласно которому в воздухе содержатся невидимые и невесомые веще­ства, при вдохе проникающие в легкие и сердце и затем разгоняемые по всему телу. Нормальное состояние крови и пневмы предопределяет здоровье человека, а нарушение состояния этих веществ приводит к болезни. С данными воззрениями был связан и характер воздействия на организм: лечение, направленное на удаление из организма образовав­шихся в нем гнилостных веществ, дурной крови и паразитов. Это дости­галось назначением препаратов, которые вызывали рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потовыделение. Арсенал применяемых пре­паратов говорит о высоком развитии эмпирической фармации в Древнем Египте. В папирусе Эберса есть раздел «Книга приготовления ле­карств для всех частей тела». В этом «лечебнике» приведено около 800 рецептов, описывающих способы извлечения из растений различ­ных соков и масел. Были известны процессы настаивания, процеживания, сбраживания, выжимания, перегонки, экстрагирования и возгонки. Широко применялась при разных технологических опе­рациях фильтрация.

Непосредственно для лечения больных в Древнем Египте применя­лись такие лекарственные формы, как мази, водные растворы, промыва­ния, впрыскивания, клизмы (изобретение последних приписывается егип­тянам), компрессы, горчичники, пластыри, примочки, настои, отвары, пилюли и способ окуривания. Среди широко использовавшихся препаратов были трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромаш­ки, морской лук, можжевеловые ягоды, кедровое и касторовое масло, опий, мирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из индивидуальных соединений применялся стрихнин; из минеральных продуктов – селит­ра, медный купорос, квасцы, поваренная соль и мемфисский камень. Получили распространение препараты животного происхождения: жиры, желчь, мозг, печень, кровь животных, мед, молоко женщин и коз.

Относительно времени приема лекарств давались обычно подроб­ные предписания. При некоторых болезнях практиковались целые курсы лечения, состоящие из ряда мероприятий, распределенных по дням болезни. Так, лечение острой болезни состояло в однодневном подготовительном и четырехдневном главном лечении. Египтяне счи­тали, что лечебное дело находилось под покровительством бога вра­чебного искусства Тота, которого называли Фармаки или Фармаци, что в переводе значит защитник, избавитель, исцелитель. Вероятно, поэтому до наших дней дошли слова с корнем «фарма» – фарма­ция, фармацевт, фармакопея и др.

Врачебное искусство и лекарствоведение в Древнем Египте было сосредоточено в руках профессиональных врачей. Однако уже в этот период некоторые жреческие касты в Египте обладали довольно широкими химическими знаниями, которые постепенно стали ока­зывать довольно существенное, а в последующие века и определяю­щее влияние на развитие фармации. Даже термин «химия» возник в Египте. Вероятно, в корне его лежит слово «хеми», что означает «Египет», а также «черный».

 

Лекарствоведение в Месопотамии (Междуречье)

Первые сведения о развитии медицины и лекарствоведения в Древ­нем Междуречье датируются III тысячелетием до н.э., когда началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тысячелетии до н.э. в северо-восточной части Месопотамии выдвинулась Ассирия. Из этих государств главенствующее положение в хозяйственном и куль­турном развитии и, в частности, в развитии медицины и лекарствове­дения принадлежало Вавилону.

В Месопотамии было широко распространено представление, что от явлений на небе зависят все процессы в здоровом организме и все изменения в больном. Ими определялся ход эпидемических заболева­ний. При всех лечебных мероприятиях приходилось, таким образом, принимать во внимание движение небесных светил. Для объяснения процессов в человеческом организме охотно прибегали также к срав­нениям с событиями в природе: пропитывание тела кровью сравнива­ли с оплодотворением земли реками, значение присущей организму теплоты сравнивали с влиянием солнца на произрастание хлебов, фун­кция дыхания приравнивалась к ветру. Исходя из того, что некоторые черви, живущие в организме в качестве паразитов и происходящие, по мнению вавилонских врачей, из гниющих веществ, мо­гут вызывать болезни, они пытались по аналогии объяснить возник­новение других болезней. Наряду с этим особую роль в жизненных проявлениях организма приписывали циркулирующим в теле челове­ка жидкостям, особенно крови. Таким образом, у древних вавилонян мы находим смесь различных теорий, объясняющих болезнь: демони­ческой, космической, паразитарной и гуморально-патологической. Та­кие представления о болезни обусловливали и лечебные мероприя­тия. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями, идолы добрых духов.

Лекарственный арсенал вавилонян и ассирийцев представлял со­бой довольно богатое собрание средств из всех трех царств природы: растительного, животного и минерального. Наиболее распространен­ными при лечении болезней являлись вода и масло. Слово «врач» в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий мас­ло». Применялись почки различных растений, животные жиры, нефть. Лекарства назначались в форме настоев и отваров из расте­ний для применения их внутрь. Готовили мази и пасты для наруж­ного применения, назначали компрессы, натирания, клизмы и ван­ны. Рекомендовали массаж и обливания, ставили кровососные бан­ки и производили кровопускание. Различался прием лекарств нато­щак и после еды. При употреблении лекарств в отдельных случаях использовалась специальная посуда.

При изготовлении лекарственных форм использовались процессы ки­пячения, растворения, смешения, фильтрации, измельчения и др.

 

Лекарствоведение в Древней Индии

Полуостров Индостан, расположенный у южной подошвы Ги­малайских гор, орошаемый величайшими реками, Индом и Гангом, при тропическом климате обладая богатейшей растительностью с раз­нообразными ароматными кореньями, пряностями, плодами и цвета­ми, по праву считается родиной лекарственных растений.

Источником для изучения истории медицины и фармации Древ­ней Индии являются Веды (памятники индийской культуры), а так­же сборник законов Ману. Из них мы узнаем, что во II в. до н.э. в Индии существовало медицинское образование: университеты в Таксиле и Бенаресе. Университеты были не единственными очагами ме­дицинского просвещения. Существовали также медицинские школы при провинциальных монастырях. Древнеиндийские врачи считали, что для нормальной жизнедеятельности организма необходимо нали­чие 3 первичных элементов: воздуха (эфира), слизи и желчи. В «Аюр-Веде» (Книга жизни) говорилось, что болезнь наступает после нарушения равновесия этих трех компонентов, обеспечивающих здо­ровье. В IX в. до н.э. выдающийся древнеиндийский врач Сушрута, указывая на причины возникновения заболеваний, относил к ним кли­мат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одеж­ды, жилища, испорченную воду, вредные местности и т.д.

Древнеиндийские врачи при лечении больного исходили из необ­ходимости устранения несоответствия между дыханием, желчью и кровью. Врач должен был вос­становить существовавшее до болезни равновесие с помо­щью лекарств, хирургическо­го вмешательства или физи­ческих методов воздействия. Важной и ответственной частью лечения у древнеиндийских вра­чей считалось назначение лекарств. В «Аюр-Веде», своеобразной ин­дийской фармакопее, дается перечень 760 лекарственных препара­тов. Индийские врачи отдавали предпочтение растительным лекар­ственным средствам, многие из них применяются в народной меди­цине Индии и в настоящее время. Индийская растительность чрез­вычайно богата и разнообразна, поэтому древнеиндийские врачи при­меняли растения местной флоры и почти ничего не заимствовали из соседних стран. Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли. Среди них препараты мышьяка, железа, меди, которыми прижигали язвы и лечили глазные болезни. Железо и мы­шьяк применяли при кровопотерях. В состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соли аммония.

Золото в Древней Индии счита­лось самым сильным укрепляющим средством. Для употребления оно расплющивалось на тоненькие ли­сточки, накалялось, а затем не­сколько раз гасилось в молоке, мас­ле и других жидкостях, которые затем также использовались в ка­честве лекарств. Таким же образом применяли серебро, медь, железо, свинец, олово, цинк, сернистую сурьму и мышьяк.

Наряду с лекарственной терапией в Древней Индии применялись хирургические методы лечения болезней, гигиенические мероприя­тия, осуществлялись прививки против оспы, изоляция больных при лечении проказы. Индийские врачи осуществляли ампутации конеч­ностей, удаление катаракт, производили пластические операции. При лечении переломов применялись вытяжение, вправление, неподвиж­ные повязки, шины из бамбука. Для остановки кровотечений индий­ские врачи использовали холод, горячую воду, золу. Раны перевязы­вали шелковыми и шерстяными бинтами, пропитанными коровьим маслом, повязками из кожи, древесной корой некоторых растений.

Заслуживает внимания система подготовки врачей в Древней Индии: преподавание вели наставники из высшего сословия. На­ставник должен был обладать высокими нравственными качества­ми, а также иметь отличную специальную подготовку по всем раз­делам медицины, которые преподавались ученикам. У каждого на­ставника их было от трех до четырех человек. Теория и практика преподавались в постоянном единстве, в том числе при совместном посещении больных. Навыкам хирургических операций учеников обучали на своеобразных макетах (сочные плоды, луковицы, дос­ки, облитые воском). После окончания обучения ученик принимал обязательство, которое требовало гуманного отношения к больно­му, готовности всегда прийти на помощь больному, скромного по­ведения в быту. Разумеется, врачи в первую очередь обслуживали привилегированные касты.

 

Фармация в Древнем Китае

Истоки китайской медицины и фармации теряются в глубокой древности. В отличие от Египта, Вавилона, Индии и, в мень­шей степени, Древней Греции, Рима, Персии и арабских стран, в Китае до наших дней сохранились многочисленные письменные памятни­ки, которые отражают развитие медицинской науки с древнейших времен. В настоящее время известно более 4250 трудов, составляю­щих более 30 тысяч книг.

В конце III и начале II тысячелетия до н.э. в Китае сложился рабовладельческий строй. Одновременно произошло объединение Ки­тайской империи, которая включала кроме собственной территории часть нынешней Кореи и Индокитая. К этому периоду относится воз­никновение иероглифической письменности, исключительная слож­ность которой вошла в поговорку («китайская грамота»). Централи­зованное Китайское государство имело торговые связи со многими странами: с Индией, государствами Средней Азии, Персией, Сирией, а впоследствии, через них – с Римской империей.

По мнению древних китайских врачей («Книга истории»), чело­век представляет собой микрокосмос – мир в миниатюре. Он состоит из пяти основных космических элементов: земли, воды, огня (тепло), дерева (растительное начало) и металла. В организм эти элементы попадают вместе с пищей, перевариваются в желудке, а в тонких кишках превращаются в хилус, по каналам (сосудам) через печень проникают в сердце и превращаются в кровь. Кровь остается непод­вижной, густой, холодной, черной и составляет пассивное начало «инь» до тех пор, пока в нее не проникает из легких воздух, который про­талкивается в сердце при дыхании и создает активное начало «янь». После этого кровь приходит в движение, становится разреженной, горячей, светлой, разливается по всем органам тела и питает их. Че­ловек отличается наличием разума и является частью материализо­ванного мира. Смерть – естественный конец жизни, за которым уже ничего нет. Медицина в эти ранние времена истории Китая обладала элементарными знаниями анатомии, физиологии, патологии.

Для лечения употребляли растительные и животные средства, существовало иглоукалывание. Для истории фармации представляет ин­терес древнейший «Травник» легендарного правителя Китая Шэнь Нуна.

В III в. до н.э. появился первый крупный медицинский трактат: труд о природе и жизни – «Книга о внутреннем» («Нэй-цзин»), пре­вратившаяся в дальнейшем в канон китайской медицины. «Нэй-цзин» представляла собой многотомное сочинение. В нем содержались основ­ные принципы китайской медицины: описание анатомии, физиологии и патологии человека, методов исследования и лечения больных, синд­ромов основных болезней, были указаны пути укрепления здоровья на­рода, т.е. была дана четкая и содержательная формулировка задач ме­дицины. Наставления давались в форме стихов. Врач должен стремить­ся улавливать минимальные нарушения в жизнедеятельности организ­ма, должен помнить, что болезнь изменчива, а врач не может быть созерцателем – он должен быть исследователем, ему необходимо искать причины болезни. Исходя из теории «пяти первоэлементов» и теории взаимодействия и борьбы «противоположных начал», надо изучать не только заболевший орган, но и нарушающееся при этом взаимодействие всех органов тела между собой. Врач должен быть деятелем – найдя и поняв болезненные явления, происходя­щие в организме, а также их причины, он дол­жен действовать для урегулирования воз­никающих расстройств и восстановления слаженности в организме больного.

В разделе патологии говорится о том, что болезни могут возникнуть от вне­шних причин (холод, жара, ветер, сы­рость) или от внутренних причин (гнев, страх, горе, тоска, чрезмерная радость и т.д.). С целью диагностики рекомен­довалось исследование «окон» тела (гла­за, нос, уши, рот). Рекомендовалось выс­лушивание голоса больного, изучение пульса, распространяемых больным за­пахов. Лечили людей успокаивающими, обезболивающими средствами, улучша­ющими кровообращение и регулирую­щими деятельность кишечника. Боль­шое внимание в «Нэй-цзин» уделялось вопросам гигиены и профилактики за­болеваний. Трудно переоценить значение «Нэй-цзин» в истории ки­тайской медицины. Эта книга по популярности в Китае стала на уро­вень сочинений Гиппократа в Древней Греции, Галена в Древнем Риме и Авиценны в Арабских халифатах Азии в средние века.

 

Фармация тибетской медицины

Видное место в развитии медицины и фармации в странах Вос­тока принадлежит тибетской медицине. У ее истоков лежат достижения древнейших медицин Востока – индийской, персидс­кой и китайской. В основе лекарственной терапии тибетской медицины лежало поло­жение: «Нет в природе вещества, которое не годилось бы в качестве лекарства. Если посмотреть на природу взглядом ищущего лекарствен­ных средств врача, то можно сказать: мы живем в мире лекарств». И действительно, тибетская медицина и фармация используют окружаю­щий человека растительный, животный и минеральный мир. Так, в трактате «Вайдурья-онбо» приводится перечень 98 групп лекарствен­ных средств, которые объединены по вкусовым качествам. Например, в группе сладких лекарственных средств представлена солодка уральс­кая, разные виды винограда, сахарный тростник. В группе кислых – гранатовое дерево, айва китайская, кумыс. В группе соленых – мине­ральные соли. В группе горьких – горечавка, борец разнолистный, шлемник байкальский, мускус, мумие. В группе жгучих – перец черный, имбирь лекарственный, чеснок. Вкусовые качества как фак­торы, определяющие лечебное действие лекарственных средств, слу­жили основанием при рекомендации пищевых продуктов для здоро­вых и больных людей. Сладкие, кислые и жгучие лекарства, по мне­нию тибетских врачей, излечивают нарушения нервной системы (рлунг). Горькие, вяжущие и сладкие – благотворно влияют на кроветворение (мкхрис), жгучие, кислые, соленые – на гуморальную и эндокрин­ную систему (бад-кан).

Тибетская фармация применяла лекарства, которые получали из трав, животных, драгоценных камней, земли, из деревьев и их час­тей – пней, коры, стволов, ветвей, листьев, цветов и плодов. При­менялись различные соки из растений.

В системе лечебных мероприятий индо-тибетской медицины зна­чительное место уделялось физическим методам лечения: очиститель­ные лечебные клизмы, орошения кишечника, гидропроцедуры, мине­ральные и лекарственные ванны, кровопускания, прижигания, игло­укалывание.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006.

3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005.

Дополнительная

1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004.

2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1991.

3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.

 

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ:

Вариант 1

1. История фармации в Древнем Египте.

2. Происхождение слова «врач».

Вариант 2

1. История фармации в Древней Месопотамии.

2. Происхождение слова «химия».

Вариант 3

1. История фармации в Древнем Китае.

2. Происхождение слова «фармация».

Вариант 4

1. Лекарствоведение в Древней Индии.

2. Место появления первых медицинских книг.

Вариант 5

1. Фармация тибетской медицины.

2. Прототипы современных фармакопей.

Вариант 6

1. Теории, объясняющие болезнь в Древнем Египте.

2. Первые медицинские книги.

Вариант 7

1. Теории, объясняющие болезнь в Древней Индии.

2. Лекарства, применявшиеся для лечения больных в странах Древнего Востока.

 


 

ТЕМА:ФАРМАЦИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

ЦЕЛЬ: Изучение фармации в античном мире и в средние века

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

1. Проведение сравнительного анализа развития истории фармации Древней Греции и Древнего Рима.

2. Изучение основных положений трудов Галена.

3. Изучение источников развития лекарствоведения.

4. Ознакомление с трудами известных врачей и ученых Византийской империи.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

Решение ситуационных задач, кроссвордов, обсуждение с преподавателями вопросов темы занятий.

 

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:

Ситуационные задачи

1. Проведите сравнительный анализ истории фармации Древней Греции и Древнего Рима.

2. Запишите в тетради происхождение термина «аптека», а также его латинский аналог.

3. Запишите в тетради в две колонки имена видных ученых Древней Греции и Древнего Рима:

Древняя Греция Древний Рим
   
   
   

 

4. Перечислите факторы, повлиявшие на развитие медицины в Древней Греции и в Древнем Риме.

 

5. Труды Клавдия Галена. Изучите основные положения его сочинений.

6. Опишите понимание болезни по Гиппократу.

7. Изучите методы технологических операций, предложенных Клавдием Галеном.

8. Запишите источник развития лекарствоведения.

9. Напишите имена известных врачей и ученых Византийской империи.

10. Решите кроссворд:

1 по горизонтали – Древнегреческий врач, которого называют «отцом медицины».

1по вертикали – Древнеримский врач и фармацевт, чьим именем названа группа

лекарственных препаратов.

2вертикали – Вторая дочь бога врачебного искусства.

3по горизонтали – Лечебница на дому у врачей.

 

 

4по горизонтали – Помещение, где хранились запасы лекарственного сырья и

готовились лекарства.

5по вертикали – Автор книги «Исследования о растениях», в которой описаны

лекарственные растения и их применение.

6по горизонтали – Ученик Платона, видный ученый древности, первый натуралист.

 

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1686. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия