Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОПРОС 4. Первые философские (досократические) школы Древней Греции




1. Общее понятие досократических философских школ.

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

  • милетская школа:
  • школа пифагорейцев;
  • школа Гераклита Эфесского;
  • элейская школа;
  • атомысты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

  • ярко выраженный космоцентризм;
  • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
  • поиск первоначала, породившего все сущее;
  • гилозоизм (одушевление неживой природы);
  • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

  • выступали с материалистических позиций;
  • занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
  • пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
  • искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

  • первоначально всего сущего считал воду («архэ»);
  • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
  • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);
  • допускал наличие множества богов;
  • считал центром вселенной Землю;
  • точно определил продолжительность года – 365 дней;
  • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

  • первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;
  • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
  • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

  • первопричиной всего сущего считал воздух;
  • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);
  • проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
  • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.






Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1380. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия