Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Некоторые практические советы по выполнению заданий




=Как написать эссе?

Работа по написанию эссе в европейской системе образования стала уже традиционным видом учебных заданий для школьников и студентов. Эссе (фр. еssai – попытка, очерк) – это особенный жанр философской, литературно-критической, историко-биографической прозы. «Эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику» (Литературный энциклопедический словарь).

Философское эссе – это ваши размышления по поводу коренных философско-мировоззренческих проблем, лежащих в основе жизненного мира личности: добра и зла, смысла жизни, свободы и ответственности, счастья, свободы и т. п. Работа над эссе предоставляет вам случай проверить, в частности, свои литературные способности. Ваше задание: написать произведение на избранную вами тему, раскрыть ее в сугубо личностном ключе, найти точки соприкосновение ее проблематики с вашим жизненным и духовным опытом – опытом ваших переживаний и размышлений. Жанр эссе дает вам возможность сделать в тексте интимно-лирические, в том числе и поэтические, отступления. Сделайте попытку раскрыть свое “я” в избранной теме – это не менее важно, чем раскрыть саму тему. Итак, вам предстоит написать короткое эссе (объем - приблизительно 5 -7 страниц).

=На какую тему вам написать эссе?

Вам предлагается выбрать по номеру последних двух цифр вашей зачетной книжки одну из тем либо из первой сотни списка, либо из второй.

=Как подготовить реферат?

Реферат, в отличие от эссе, носит более «академический» характер и предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Основная задача при написании реферата – наиболее полно раскрыть тему.

Вам предлагается достаточное количество разнообразных тем для написания рефератов. Найдите соответствующую литературу и познакомьтесь с нею, при необходимости - подготовьте ее конспект.

Продумайте план реферата. По своей важности составление плана – это половина работы над рефератом. План должен быть достаточно лаконичным, он должен представлять собою четкий логический макет изложения материала. План реферата - это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте. Членение работы на отдельные пункты и подпункты должно служить логике раскрытия темы. Пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. Название каждого из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность. Недопустимо, например, чтобы один из пунктов плана реферата дублировал (возможно, в другой формулировке) саму тему.

Кроме основной части, реферат обязательно должен иметь введение (значимость темы, цель и задачи работы, формулирование проблемы) и заключение (итоги осмысления проблемы). Обязательным является в конце реферата список использованной литературы, который оформляется по общепринятому стандарту (не менее 10 наименований).

Таким образом, реферат непременно должен содержать следующие элементы:

· 4Титульный лист.

· 4План реферата.

· 4Введение.

· 4Основная часть.

· 4Заключение

· 4Список использованной литературы.

Реферат оформляется на стандартных листах А 4. Каждую структурную часть реферата следует начинать с новой страницы. Объем реферата – 15-20 страниц.

=Как подготовить ответы на вопросы проблемного характера?

Студентам предложены задания, в которых нужно поразмышлять по поводу определенной проблемы или же прокомментировать высказывание того или иного мыслителя.

Здесь важно:

- увидеть проблему, четко определить и сформулировать ее суть, оценить возможности ее решения;

- дать свое понимание (интерпретацию) высказанной идеи;

- обосновать и аргументировать свою точку зрения.

=Как выполнить тестовые задания?

Тесты для самоконтроля – это своеобразный экспресс-контроль приобретенных знаний. Тесты в данном пособии составлены таким образом, что (обратите на это внимание!) правильным ответом является один и только один из нескольких предложенных вариантов.

Желаем вам успехов!

 

 


Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

  1. Место философии в современной культуре.
  2. Мировоззрение, его суть и структура. Особенности философского мировоззрения.
  3. Предмет и основной вопрос философии. Многообразие философских позиций, учений, школ.
  4. Проблемное поле философии и структура философского знания.
  5. Функции философии, ее роль в жизни человека и общества.

 

sКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

  1. Какие проблемы человеческого существования называются «вечными» и почему? Назовите их.
  2. Назовите признаки мифологического мировоззрения, чем отличается от него мировоззрение религиозное?
  3. Маркс назвал мифологическое мышление стадным, «бараньим» сознанием. Приведите примеры и объясните причины существования мифологического сознания в современном мире.
  4. Где и когда возникла философия? В чем заключается назначение философии?
  5. Назовите общественные функции философии. В чем сущность критической функции философии?
  6. Что общего у философии и религии, и что их существенно различает?
  7. В чем суть проблемы основного вопроса философии? Как его формулировал Ф. Энгельс? Что являлось основным вопросом философии для И. Канта?
  8. Чем различаются позиции материализма и идеализма, субъективного и объективного идеализма? Чем отличаются обыденные значения слов «материалист» и «идеалист» от аналогичных философских понятий?
  9. Что означает термин «агностицизм»? Как он связан с основным вопросом философии в формулировке Ф. Энгельса?

 

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

=1. Термин «философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». В чем, на ваш взгляд, разница между понятиями «знание» и «мудрость»? Почему античный философ Гераклит сказал, что «многознание уму не научает»? А что же «научает уму», прибавляет мудрости?

=2. Можно ли назвать мудростью хитрость, предприимчивость, способность быть успешным в общественной жизни? Может ли «высоколобый» интеллектуал быть вместе с тем довольно безнравственным субъектом? А мудрый человек? Дайте вашу характеристику мудрого человека. Постарайтесь из множества человеческих достоинств определить то, что составляет самую суть человеческой мудрости.

=3. Термин «философия» многозначен. В каких смыслах он может употребляться? Философ 18 столетия Г. Сковорода дает такое определение философии: «Когда дух человека весел, мысли спокойны, сердце мирно, – то и все светло, счастливо, блаженно. Вот это и есть философия». В каком значении Сковорода использует здесь понятие философии?

=4. Какая потребность вынуждает людей вот уже 2500 лет философствовать? В истории философии существуют две основные версии ответа на этот вопрос, которые даны древнегреческими философами. Сократ когда-то отметил, что на философствование человека вдохновляет переживание неминуемой смерти (если бы человек был бессмертным, это лишило бы его возможности ставить вопрос о смысле своего существования). Другой ответ был дан Аристотелем. Свой известен трактат «Метафизика» он начинает словами: «Все люди от природы стремятся к знанию». Само же познание, по Аристотелю, начинается с удивления. Именно это и приводит человека к поиску ответа на вечные вопросы.

Прокомментируйте позиции Сократа и Аристотеля. Какой ответ на этот вопрос дали бы вы? Обоснуйте свою точку зрения.

=5. Дайте ваше понимание проблемы, поставленной Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». О каких двух сторонах основного вопроса философии здесь идет речь?

«Великий основной вопрос всей философии, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, и конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира - нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, - составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. …Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру. В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия» (Энгельс).

=6. Философ–антрополог М.Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания: 1) знание ради господства; 2) знание в целях образования человека, 3) метафизическое знание, или знание ради спасения. Последний тип знания и представляет собой философское мировоззрение. Прокомментируйте эту идею.

=7. Немецкий философ М.Хайдеггер спрашивал: «Как обстоит дело в философии?» И отвечал: «Она шагает на месте, осмысливая всегда то же самое». Что имел в виду мыслитель? Попытайтесь ответить.

 

Тема 2. ФИЛОСОФСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА

1. Понятие картины мира.

2. Научная картина мира и ее роль в формировании мировоззрения человека.

3. Наука и философия: особенности философской картины мира.

4. Религиозное мировоззрение и особенности библейской картины мира.

 

SКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Чем понятие «картина мира» отличается от «мировоззрения»?
  2. Что общего между философией и наукой и что их разъединяет?
  3. Что характерно для научной картины мира, в отличие от философской?
  4. Очертите основные характеристики современной научной картины мира.
  5. Чем отличается философская картина мира от научной?
  6. Какие преимущества, и какие недостатки философии в сравнении с наукой вы могли бы назвать?
  7. Сегодня все большую мировоззренческую роль играет «антропный принцип», согласно которому не только человек приспособлен к Вселенной, но и Вселенная приспособлена к человеку. Раскройте содержание этого принципа.
  8. Что имеется в виду под библейской картиной мира. Раскройте ее содержание.
  9. Назовите основные догматы (фундаментальные положения вероучения) христианства. Как они воплотились в христианскую концепцию мироздания?
  10. В истории европейской философии огромную роль сыграли две концепции взаимосвязи Бога и мира – пантеизм (особенно в эпоху Возрождения)и деизм (в Новое время). Раскройте их содержание. Почему пантеизм с позиции христианства может быт расценен как возврат к языческим представлениям?

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

=1. «Сегодня, после того, как философы с краской болезненного стыда сносили презрение ученых, которые бросали им в лицо, что философия не наука, нам – по крайней мере, мне – нравится в ответ на это оскорбление заявлять: да, философия не наука, потому что она нечто большее» (Х. Ортега-и-Гассет). Какие претензии, на ваш взгляд, может выдвинуть представитель науки по отношению к философии? И в чем философия может быть «больше, чем наука»?

=2. Великим английским естествоиспытателем Уоллесом в конце 19 века был сформулирован так называемый «антропный принцип». Уоллес пришел к выводу, что вся эта вселенная, со всеми ее величественными закономерностями, была необходима для того, чтобы на Земле возникла жизнь и человек. Существует тончайшая подгонка фундаментальных констант (скорости света, массы электрона, нейтрона, протона, константы электромагнитного, ядерного гравитационного взаимодействия и др.) друг к другу. Их малейшее изменение привело бы к другой вселенной, в которой человеку бы не было места. Это лезвие бритвы, по которому прошла наша вселенная, - просто поразительно. Никто никогда не думал, что эта игра констант может быть столь тонкой. И космологи, физики, астрономы задумались над этой проблемой.

А какие выводы, на ваш взгляд, возможны из самого факта существования «антропного принципа»?

=3. Издавна человеческая мысль пытается разрешить проблему происхождения нашего мира, возникновения и дальнейшей судьбы вселенной. Этот вопрос относится к числу вечных вопросов, и, наверное, никогда не перестанет волновать умы людей. В настоящее время космологическая гипотеза «Большого Взрыва» является практически общепризнанной среди космологов. Тайна начала вселенной, произошедшей от «Большого Взрыва», до сих пор волнует умы человечества и, как показала история, привела ряд исследователей к мысли о сотворении нашего мира всемогущим Творцом. Католическая церковь в 1951 г. приняла идею «Большого Взрыва», как согласную с библейским учением о сотворении мира, и объявила о согласии научной и религиозно-католической картины мироздания. В 1981 г. на организованной Ватиканом конференции по космологии папа римский Иоанн-Павел II заявил, что областью науки является все, что произошло после «Большого Взрыва», но ученым не следует вторгаться в момент Взрыва, поскольку это сам акт Божественного творения.

В чем суть идеи «Большого взрыва»? Расскажите, что вам известно об этой гипотезе.

=4. Одна из наиболее ранних картин мира - библейская. В первой книге Библии (точнее «Ветхого завета») – книге «Бытия» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Сказано, что Бог дал вам Землю, плодитесь, размножайтесь, владейте, обладайте. В ветхозаветном писании мысль о том, что все дано человеку, сам мир был создан ради человека, перекликается с антропным принципом в современной науке. Объясните это.

=5. Французский философ 17 столетия Декарт уподоблял организм животного механизму. В 18 столетии Ламетри пишет трактат «Человек-машина». Вольтер сравнивал Вселенную с часовым механизмом, а Бога - с часовщиком, который соорудил этот механизм и завел его. Вслед за Вольтером и Лаплас уподоблял устройство Вселенной часовому механизму. Почему картина мира 17-18 столетий приобретает характер механической картины? Каковы ее особенные черты? Чем отличается от нее современная картина мира?

=6. Русский философ Н. Бердяев писал: «Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека». И далее: «Философии мир раскрывается иначе, чем науке, и путь ее познания иной. Науки имеют дело с частичной отвлеченной действительностью, им не открывается мир, как целое, ими не постигается смысл мира». В основании же философии, настаивал Бердяев, лежит предположение, что мир есть часть человека, а не человек часть мира». Покажите, как это различие проявляет себя в двух картинах мира – научной и философской.

=7. С точки зрения язычества человек - часть природы, «микрокосм», малый мир в мире большом - «макрокосмосе». Свящ. Павел Флоренский эту мысль выразил так: «Человек - это сокращенный конспект мироздания». Микрокосмос - это маленькая действующая модель вселенной. На этом убеждении строится астрология и алхимия, китайское иглоукалывание и тибетская медицина… Но этого мало сказать о человеке. Христианство смогло сказать больше. Византийские богословы возвестили, что человек скорее есть «макрокосм», помещенный в «микрокосм». «Человек - великий мир в малом» (Свт. Григорий Богослов), то есть - «макрокосм в микрокосме». Он, вбирая в себе все, что есть в мире, несет в себе еще нечто, чего весь мир вместить не может. Объясните, что же, согласно христианскому мировоззрению, имеет такого человек, что делает его «больше Вселенной»?

=8. Писатель Анатоль Франс однажды остроумно заметил, что философская теория мироздания так же похожа на само мироздание, как глобус, на котором нанесены одни только долготы и широты, похож на Землю. Франс хотел высмеять философию, но на деле правильно схватил ее суть и важнейшую функцию: она дает человеку... что? Как параллели и меридианы помогают в чем-то человеку, так и философия помогает... в чем? Объясните.

=9. Каков смысл христианской идеи творения Богом мира из ничего? Что отличает позицию креационизма от языческих идей:

- порождения богом мира, как у неоплатоников;

- создания богом мира из первичной материи (у греков - «архе»)?

=10. Почему современную философию не относят к науке? По мнению одного из современных философов, наука – это «знание о вещах и вещных отношениях». В этом – корень различия между философией и наукой. Прокомментируйте в связи с этим высказывание российского ученого М.К. Петрова: «научное знание научно постольку, поскольку в нем нет человека, его эмоций, стремлений, потребностей. Человек неустраним из предмета философии, и знание выглядит философским ровно настолько, насколько оно включает человека».

 

Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VI век до н. э. – V век н.э.)

1. Особенности античной философии, основные этапы ее развития.

2. Онтологические проблемы ранней греческой философии.

3. Классический период античной философии. Учения Сократа, Платона, Аристотеля.

4. Философия эллинистического периода (эпикуреизм, стоицизм и др.).

SКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. С историей каких народов связывают эпоху античности? Когда и как возникла античная философия?
  2. Назовите основные периоды в истории античной философии. Как менялась ее проблематика от периода к периоду?
  3. Раскройте смысл основного принципа античной философии – космоцентризма. Обратите внимание на двойное значение греческого термина «космос» (и «вселенная», и «порядок).
  4. Сравните взгляды первых философов на проблему первоосновы мира (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита). Что отличало от них учение Демокрита?
  5. Известно выражение «Гераклитов поток». Воспроизведите знаменитое изречение Гераклита и объясните его.
  6. Чем известна элейская школа? Чьими именами она представлена? Почему элеаты считали движение иллюзией? Назовите основные апории Зенона. Какова была логика Зенона, и что именно он пытался доказать?
  7. Что такое диалектика? Назовите основной закон диалектики, который был известен уже Гераклиту.
  8. Почему Сократ не оставил ни одной рукописи? Как это было связано с его пониманием познания? В чем была особенность сократовского метода познания?
  9. Учение об идеях (эйдосах) составляет краеугольный камень понимания бытия Платоном и в целом платоновской философии. Что означает платоновский «мир идей»?
  10. Раскройте содержание платоновского учения о совершенном государстве.
  11. Назовите основные достижения творчества Аристотеля.«Платон мне друг, но истина дороже», - сказал когда-то Аристотель. Что он имел в виду? С чем в учении Платона Аристотель был не согласен?
  12. Что вы знаете о жизни легендарного философа Диогена Синопского? Почему (по легенде) он жил в бочке, почему ходил по городу с фонарем и др.?
  13. Эпикурейцем называют человека, который наслаждается жизнью. Понятием “стоический характер” обозначают характер человека мужественного, не способного поступиться своими принципами, духовно сильного. В чем заключалось существенное отличие философской позиции эпикурейцев и стоиков?

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

=1. «Духовная Европа имеет местом рождения Древнюю Грецию», – сказал немецкий философ Э. Гуссерль. То же мнение выразил К. Маркс: «Греки навсегда останутся нашими учителями». Почему и как повлияла античная культура на формирование европейской цивилизации? Найдите «следы» ее влияния в области искусства, философии, науки, права, политики.

=2. Как заметил один из немецких философов, самое разумное, что может сделать нормальный ребенок с игрушкой, это поломать ее. Нет ничего более нормального, чем хорошо развитый исследовательский инстинкт, жажда познания, желание узнать, что там внутри, из чего все состоит. Греки - как дети европейской цивилизации - начали именно с этого. Продолжите эту мысль, опираясь на знание истории ранней греческой философии.

=3. Существует легенда, согласно которой к Зенону, учившему, что движения на самом деле нет, это всего лишь иллюзия, пришел ученик. Желая доказать учителю обратное, ученик нашел остроумный аргумент – он просто стал ходить перед Зеноном. Легенда имеет продолжение: Зенон побил палкой ученика за то, что тот так и не понял главного в рассуждениях учителя – «Очевидность не может быть доказательством!». По этому поводу А.С. Пушкин написал стихотворение «Движение» (1825):

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Раскройте смысл апорий Зенона. Объясните, почему в полемике учителя и ученика прав был именно учитель. Что должен был понять ученик? И, кстати, при чем тут Галилей?

=4. Что вы знаете о жизни и смерти Сократа? Что стало поводом для его легендарной фразы: «Я презираю людей, которые осудили меня, но я не могу не уважать законов моего государства»?

=5. Источником морального несовершенства (человеческих пороков) Сократ считал недостаток знаний, недостаток ума. Никто сознательно не хочет быть плохим, а если и делает зло, то только по причине незнания, по собственной глупости и нерассудительности. Такой подход к этическим проблемам характерен для всей античности и называется этическим рационализмом. Прав ли Сократ? Аргументируйте свою позицию.

=6. Дайте оценку платоновской идеи совершенного государства. На каком основании философ К. Поппер охарактеризовал идеальное государство Платона как прообраз тоталитарных диктатур ХХ века?

=7. Согласно Платону мудрый человек – тот, что познает истину и добивается бессмертия. «В род богов никому не разрешено попасть, если он не занимается философией», – говорил Платон. Почему для обретения бессмертия необходимы именно занятия философией? Как это связано с учением Платона о человеке, его душе и теле?

=8. «Делай то, что от тебя требует в настоящее время природа, не надейся осуществить республику Платона и будь доволен движением вперед хотя бы на один шаг – не считай это маловажным. Кто может изменить образ мысли людей? А без такого изменения что может быть, кроме рабства, стонов и лицемерного повиновения?». Это высказывание принадлежит римскому императору и философу-стоику Марку Аврелию. Как вы поняли, почему он негативно относится к радикальным изменениям в обществе?

=9. Этика Аристотеля – этика добродетели, а добродетель для него – это «золотая середина» между крайностями, между полярными человеческими качествами (пороками), одно из которых – чрезмерность, другое – недостаточность. «Как в страстях, так и в поступках пороки преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка. Добродетель же умеет находить середину и ее избирает», - считал Аристотель. Например, чувство юмора – середина между шутовством и дикарством (нелюдимостью). Попробуйте дополнить список добродетелей:

а) середина трусости и безрассудной отваги - ...;

б) середина скупости и расточительности -...;

в) середина кичливости и приниженности -...;

г) середина зависти и злорадства -...;

д) середина бесстыдства и стеснительности -...;

е) середина притворства и хвастовства – …;

ж) середина своенравия и подхалимства – …

=10. «Борьба без надежды на успех» - так можно обозначить моральное кредо этой школы. Стойкость – нравственное качество, сделавшее имя этой школы нарицательным. Стойкость соединила обреченность с внутренней свободой, покорность с непреклонностью. Было открыто, что человек свободен в своем духе и лишь в нем одерживает верх над миром. У человека все может быть отнято, и он часто не в силах этому помешать. Единственное, что принадлежит исключительно ему – это его собственное достоинство. Никто не может его лишить, его может утратить лишь сам человек. Отсюда - два главных качества нравственной практики философов этой школы: мужество вынести то, что выпало на твою долю, и способность неколебимо следовать тому, что есть для тебя добродетель. О какой школе здесь идет речь? Дайте ее характеристику. Объясните, как подобная этическая позиция связана с онтологическим учением философов этой школы.

Тема 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V - XIV вв.) И ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV – XVI вв.)

1. Особенности философии Средневековья. Роль христианства в духовной культуре средневековой Европы.

2. Ранняя средневековая философия: апологетика и патристика (III - V вв.). Августин Блаженный.

3.Западноевропейская схоластика и ее проблематика. Номинализм и реализм. Учение Ф. Аквинского.

4. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Итальянский Ренессанс и северное Возрождение (период Реформации).

 

SКОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Дайте общую характеристику средневековой философии. Назовите ее основные периоды, представителей, проблематику. Раскройте смысл основного принципа философии средневековья – теоцентризма.
  2. Кого называют первыми христианскими апологетами? От кого необходимо было защищать идеи христианства в первые века нашей эры?
  3. Кого называют «отцами церкви»? Назовите представителей восточной и западной патристики.
  4. Назовите ключевые идеи философии Августина.
  5. Какова природа зла, по Августину?
  6. Дайте характеристику исторической концепции Августина. Что такое христианская эсхатология? В чем заключается смысл истории, по Августину? По каким критериям он различает „град Божий” и „Град земной”?
  7. Раскройте этимологию термина «схоластика». Какую роль в развитии схоластической философии сыграла средневековая система образования, первые европейские университеты?
  8. Раскройте предмет споров между номиналистами и реалистами в схоластической философии средневековья. На чье учения античной философии опирались номиналисты, и на чье – реалисты?
  9. Кто явился автором философии томизма? Какова была роль философии Аристотеля в формировании томизма и всей западноевропейской схоластики?
  10. Какие аргументы в защиту существования Бога приводит Фома Аквинский? Раскройте содержание концепции «двойственной истины» в учении Аквинского.
  11. Почему схоластическая философия к ХIV ст. исчерпывает свои возможности и испытывает кризис? Какое негативное содержание имеет с тех времен термин «схоластика»?
  12. Почему эпоху XIV-XVI ст. называют эпохою Возрождение? Назовите основные периоды эпохи Возрождения и их отличительные черты. В чем суть идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Ренессанса?
  13. Что вы знаете о натурфилософии эпохи Возрождения, учениях Николая Кузанского и Дж. Бруно? Против каких устоявшихся представлений выступил Дж. Бруно и за что его сожгли в период инквизиции?

ВОПРОСЫ ПРОБЛЕМНОГО ХАРАКТЕРА

=1. Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени считали средние века «темными веками», а всю культуру средневековья - отсталой и реакционной. Так, Лоренцо Валла средневековье понимал как «время... бедных умами ученых», Дж.Вазари - как «время темного тумана», время грубости и несоразмерности. Сегодня такой взгляд часто называют весьма предвзятым, граничащим с предрассудком. Чем было обусловлено такое предвзятое отношение к средневековью?

=2. Каким было отношение первых апологетов (до IV века) к античной философии, и чем оно было обусловлено? Сравните с тем, что сказано в «Новом завете»: «Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). И еще: «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (І Кор. 3, 20). Интерес к античному философскому наследию проявился позже, особо значимой вехой стало IV столетие. Почему?

=3. «Сын Божий прибит гвоздями ко кресту, не стыжусь этого, поскольку это достойно стыда. Сын Божий умер – нет сомнений в достоверности этого, поскольку это бессмысленно. Будучи погребенным, он воскрес, – и это несомненно, потому что невозможно». Это высказывание Тертуллиана позже было изложено короткой формулой: «Верую, потому что абсурдно». Вспомните основные догматы и моральные нормы христианства и покажите, что для человека античной культуры они действительно казались абсурдными (как и для христиан был абсурден мир язычников – «ибо мудрость мира этого есть безумие перед Богом…») (І Кор. 3, 19).

=4. Объясните высказывание Фомы Аквинского: «Философия является служанкой богословия». Как это высказывание было подтверждено всей схоластической философией?

=5. Августин Блаженный, размышляя об основах христианской нравственности, выдвинул такой принцип: «Люби Бога – и поступай, как знаешь». Как вы понимаете и как оцениваете эту мысль? Что в ней: призыв к духовному росту? принцип самовоспитания и самоконтроля? критерий нравственного поведения? или, возможно - проявление равнодушия ко всему, что не есть Бог? Или что-то еще?

=6. «Воля в нас всегда свободная, но не всегда добрая» (бл. Аврелий Августин). Покажите, какая роль отводится Августином свободе воли человека в учении о теодицее (об оправдании Бога за существование зла в мире).

=7. Проблема соотношения веры и разума – одна из центральных в средневековой философии. Можно очертить основные варианты ее решения тремя тезисами:

1) «Верю, ибо абсурдно» (Квинт Тертуллиан);

2) «Верю, чтобы понимать» (Августин Блаженный);

3) «Понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр».

Объясните суть каждой из позиций и общую тенденцию в решении этой проблемы.

=8. Как проявился в эпоху Ренессанса культ творческой индивидуальности? Это была эпоха, которая «нуждалась в титанах и которая породила титанов» (Энгельс). Назовите выдающихся представителей гуманизма Возрождения. Почему ни одна другая эпоха не породила столько гениев - «титанов по силе мысли, страсти и характера», по выражению Ф. Энгельса.

=9. Философ Н. Бердяевявляется одним из критиков идеи гуманизма, которая берет свое начало в эпохе Возрождения. Бердяев аргументирует свое отношение к этой идее так: «Гуманизм, говорят, раскрыл человеческую индивидуальность, дал ей полный ход, освободил от той подавленности, которая была в средневековой жизни, направил ее по свободным путям самоутверждения и творчества. Но в гуманизме есть начало и прямо противоположное…Гуманизм не только утверждал самонадеянность человека, не только возносил человека, но и принижал человека, потому что перестал считать его существом высшего, Божественного происхождения, перестал утверждать его небесную родину и начал утверждать исключительно его земную родину и земное происхождение. Этим гуманизм понизил ранг человека». Прокомментируйте эту позицию Бердяева и дайте ей свою оценку.

=10.„Я нисколько не обязанный умирать ни за одного гражданина, ни за двух, ни за трех и т.д. Почему же я обязан умирать за отчизну, которая состоит из всех этих граждан?”, – так ставит вопрос Лоренцо Валла, гуманист эпохи Возрождения. А как бы вы ответили на вопрос этого мыслителя?

=11. «Если только не убедит меня в том Писание и здравый рассудок, то я не приемлю авторитета пап и соборов, ибо они пребывают между собой в разногласии, моя же совесть вверена Слову Божьему. Я не могу и не желаю ни от чего отрекаться, ибо идти наперекор совести – дело неправедное и опасное. На том стою – и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь». Эти слова принадлежат Мартину Лютеру, одному из идеологов Реформации и протестантизма. Что вы знаете о движении Реформации и его идеологах?

=12. Немецкий социолог ХХ столетия Макс Вебер считал, что именно из Реформации и появления протестантизма (XVI ст.), в европейской культуре утверждаются такие ценности и нормы, как частная собственность, экономическая свобода, трудовая дисциплина, старательность и профессионализм, инициативность и др. Протестантизм создал новый тип личности, которая сыграла огромную роль в экономическом перевороте в Европе и Новом свете: личности деятельной, дисциплинированной, ответственной, готовой к суровым испытаниям и героизму ежедневного труда. Раскройте смысл протестантизма и особенности ее этики. Чем протестантизм существенно отличается от православия и католичества?







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 1090. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия