Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть IV. Тесты по основным темам курса




 

4.1. К основным чертам русской философии относятся:

а) рационалистическая модель человека

б) идеал потребительства

в) религиозность

г) идея всеединства

д) несистематичность

 

4.2. Соответствие между философскими периодами и

характерными для них особенностями…

1 античная философия О теоцентризм

2 философия эпохи Возрождения О космоцентризм

3 средневековая философия О антропоцентризм

О пантеизм

 

4.3. Рационализм – это:

а) преувеличение роли чувственного в познании

б) недооценка роли чувственного в познании

в) познание, основанное на логике мышления

г) логическое осмысление субъектом окружающей

действительности

 

4.4. Субъектом познания является:

а) человек и общество

б) человек

в) человеческое общество

 

4.5. Учение о ценностях и их природе носит название…

4.6. Отрицание религиозных представлений и утверждение

самоценности бытия мира и человека –

 

4.7. Мифологией называется:

а) мировоззрение древнего общества

б) религиозное сознание

в) реалистическое восприятие действительности

 

4.8. Соответствие между следующими понятиями…

1 онтология О понятие

2 логика О бытие

3 гносеология О истина

О случайность

О дерерминизм

4.9. Соответствие между следующими понятиями…

1 познавательный оптимизм О сомнение в достоверности

2 скептицизм нашего знания

3 агностицизм О признание возможности

познания мира

О отрицание возможности

познания мира

 

4.10. Платон считал, что познание мира – это:

а) воспоминания бессмертной души

б) познание чисел

в) познание себя

 

4.11. Структурирование живой природы начинается с:

а) молекул

б) клеток

в) элементарных частиц

г) атомов

 

4.12. Соответствие между особенностями философских

взглядов и учениями перечисленных философов…

1 Гегель О агностицизм

2 Фейербах О автономия морали

3 Кант О безличный мировой

разум

О критика религии

О религия любви к

человеку

 

4.13. Соответствие форм познания…

1 абстрактного мышления О суждение

2 чувственного познания О ощущение

О откровение

О рефлекс

 

4.14. Соответствие между структурными образованиями

материи формами ее движения…

1 общество О движение атомов

2 живая природа О обмен веществ

3 неживая природа О смена идеологий

 

4.15. Последовательность формы движения:

О химическая

О биологическая

О физическая

О социальная

О механическая

 

4.16. Содержание истины является:

а) конвенциональным

б) субъективным

в) трансцендентальным

г) объективным

 

4.17. Последовательность этапов осмысления материи:

О античный

О диалектико-материалистический

О механический

 

4.18. Под бытием в философии понимается:

а) общее понятие о сущем вообще

б) положение о мире, имеющем источник движения в

самом себе

в) природа и общество

 

4.19. Под диалектикой понимается:

а) логика и методология созидательной творческой

деятельности

б) методология преобразующей деятельности человека

в) совокупность принципов, категорий и законов

г) учение о всеобщих законах движения и развития

природы, общества и мышления

 

4.20. Категория философии, фиксирующая и выражающая

проблему существования в ее общем виде –

 

 

 

4.21. Онтология – это учение о:

а) человеке

б) материи

в) познании

г) бытие

 

4.22. Способ существования сознания и общения человека

посредством членораздельных голосовых звуков,

наделенных совокупностью смыслов – это…

 

4.23. Бытие индивидуализированного духовного включает:

а) бессознательное

б) сознание

в) язык

г) бытие идей

д) самосознание

4.24. Для мифа характерны следующие черты:

а) наличие фантастических богов

б) рефлексия

в) очеловечивание природы

г) совмещение фантазии и реальности

д) логичность

 

4.25. В основе свободы лежит:

а) способности и умения человека

б) уровень жизненного благополучия

в) осознание необходимостей жизни

 

4.26. Закон диалектики, сформулированный Гегелем:

а) выживания

б) отрицания отрицания

в) сохранения энергии

 

4.27. Диалектика – это:

а) учение о развитии человеческого общества

б) учение о взаимосвязях, господствующих в мире

в) теория развития всего сущего в его взаимосвязях

г) учение о высшей форме движения

 

4.28. Движение – это:

а) всякое перемещение вообще

б) всякое изменение вообще

в) атрибут материи

г) отсутствие покоя

д) способ существования материи

 

4.29. Понятие, к которому относится процесс преобразования

различных сфер общественной жизни, не меняющий

основы общества:

а) реформа

б) эволюция

в) революция

г) переворот

 

4.30. Категория диалектики, обозначающая любой объект,

который уже существует в качестве реализации

некоторой возможности - …

 

 

4.31. Пять элементов первоосновы мира в учениях

древнекитайских философов:

а) огонь, вода, воздух, земля, эфир

б) хаос, космос, вода, огонь, земля

в) дерево, вода, огонь, металл, земля

 

4.32. Направление в философии, рассматривающее любые

образования сознания как детерминированные реальными

формами жизнедеятельности людей:

а) субъективный идеализм

б) объективный идеализм

в) метафизический материализм

г) диалектический материализм

 

4.33. Сущность закона отрицания отрицания:

а) раскрывает взаимодействие старого и нового качеств

б) демонстрирует спиралевидность развития

в) показывает направление развития

 

4.34. Совокупность людей, проживающая в пределах

определенной территории:

а) нация

б) народонаселение

в) государство

г) общество

д) общность

4.35. У истоков идеализма в античной философии был:

а) Анаксимандр

б) Платон

в) Зенон

г) Демокрит

4.36. Славянофильство в русской философии зародилось в:

а) середине XIX в.

б) конце XVIII в.

в) конце XIX в.

г) первой трети XIX в.

 

4.37. Способ существования материи в марксистской

философии -

4.38. Главной причиной разделения общества на классы является:

а) трудолюбие одних людей и леность других

б) собственность на средства производства

в) различие между людьми по способностям

г) наследие, переходящее людям из поколения в поколение

 

4.39. В основе материалистического учения о материи лежит:

а) понимание материи как объективной реальности

б) представление о существовании духа независимо от

материи

в) положение о единстве материи и сознания

 

4.40. Относительная истина - это:

а) истина, которая может быть пересмотрена

б) относительно точные знания людей

в) знания, не проверенные практикой

г) знания, отражающие относительно малую часть

исследуемого предмета

д) неполное знание, которое в дальнейшем уточняется и

развивается

 

4.41. Чувственное познание включает следующие элементы:

а) понятие

б) представление

в) суждение

г) ощущение

д) восприятие

 

4.42. Соответствие между теоретическими моделями общества

и характерными для них особенностями…

1 Плюралистическая О сознание как конечная

2 Идеалистическая причина исторических

3 Материалистическая событий

4 Натуралистическая О природные условия -

определяющий фактор

развития общества

О государство как

биологический организм

О равнозначность всех

факторов

О выделение экономических

отношений как главных

4.43. Процесс преобразования различных сфер общественной

жизни, не меняющий основы общества:

а) революция

б) реформа

в) эволюция

г) переворот

4.44. Совокупность больших групп людей, объединенных

территорией проживания, традициями и культурой, и

осуществляющих целенаправленную совместную

деятельность:

а) нация

б) государство

в) общество

г) сообщество

 

4.45. Сознание - это:

а) опережающий вид отражения

б) психическое отражение действительности

в) функция мозга

г) способность высокоорганизованной материи отражать

материю

 

4.46. Раздражимость - это:

а) психическое отражение

б) биологическое отражение

в) химическое отражение

 

4.47. Дуализмом называется философское учение:

а) о двух началах мира

б) о боге и материи как двух началах мира

в) о материи и сознании, лежащих в основе мира

 

4.48. Французский философ, он же создатель алгебры и

аналитической геометрии:

а) Р. Декарт

б) Ф. Бэкон

в) Т. Гоббс

 

4.49. Более устойчивым в предметах и вещах является:

а) событие

б) состояние

в) форма

г) содержание

 

4.50. К глобальным проблемам современности относятся:

а) цензуры

б) безопасности

в) спорта

г) демографическая

д) войны и мира

е) экологическая

 

4.51. Определяющим признаком для понятия “ценности”

является:

а) то, что значимо в жизни

б) то, что является необходимым в жизни

в) справедливость и добропорядочность

г) драгоценности и богатство

 

4.52. Высшим уровнем отражения является:

а) раздражимость

б) чувствительность

в) психическое отражение

г) сознание

 

4.53. Соответствие между элементами групп…

1 Футурология О учение о бытии

2 Онтология О учение о познании

3 Аксиология О учение о будущем

4 Эпистемология О учение о ценностях

5 Гносеология О учение о научном познании

 

4.54. Правильная последовательность этапов формирования

мировоззрения:

а) религия

б) мифология

в) философия

 

4.55. Произведения Ф. Ницше:

а) “Левиафан”

б) “Так говорил Заратустра”

в) “По ту сторону добра и зла”

 

4.56. Философское направление, развивающееся во взглядах Локка:

а) сенсуализм

б) мистицизм

в) прагматизм

г) агностицизм

 

4.57. Джордж Беркли является:

а) материалистом

б) объективным идеалистом

в) субъективным идеалистом

г) дуалистом

 

4.58. Соответствие между философскими школами античности и

принадлежащими к ним философами…

1 милетская школа О Демокрит

2 атомизм О Фалес

3 софистика О Протагор

III. Закрепление материалов курса с помощью кроссвордов

 

Кроссворд №1.

 

 

По горизонтали: 5. Совокупность взглядов, оценок, определяющих самые общие видения мира, положения в нем человека, программы пове­дения в нем людей. 6. Философское учение, отождествляющее бога и природу. 7. Идеалист, который требует вести чистую жизнь, участвовать в ре­лигиозных церемониях. Вино должно восприниматься как символ слияния с богом. Главный бог - Вакх - бог вина. Герой оперы «... и Эвридика» 9. Учение о прекрасном и художественной деятельности людей. 11. Учение о бытии. 13. Предстает ель римского стоицизма, автор философско-этического произведения «Письма к Луцилию». 15. Учение о познании. 17. Способность человека отражать окружающую действительность и продукт этого отражения. 22. Автор слов: «Единица есть то, через что ка­ждое из существующих считается единым». 25. Объективная реальность, которая существует независимо от субъекта, но этим субъектом познается. 26. Философское учение, отрицающее возможность познания мира. 27. Древнегреческий философ, основатель скептицизма; считал, что челове­ческие суждения о вещах произвольны, следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще и пребывать в состоянии апатии. 29. Древнегрече­ский философ, считавший, что нельзя употреблять термины - возникает и уничтожается. Надо говорить смешивается и разделяется. В основе всех вещей существуют семена (гомеомерии), это проматерия. Ничто не воз­никает изначально и ничто не пропадает. Нус (ум) - сила разделяющая и сливающая. Источник движения противостоит материи. 30. Повествова­ние о богах, духах, возникшее в первобытном обществе. 33. Философ, ко­торый первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разжижения ко­торого возникают все вещи; представитель Милетской школы. 34. Древне­греческий софист, выдвинувший следующие тезисы: ничего не существу­ет, если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо; если бы нечто было познаваемо, то познанное было бы невыразимо. 36. Категория, вы­ражающая независимое от субъекта существование мира. 38. Автор слов: «Ради минутной слабости человек пьет вино - он разжигает свою душу», «Все течет», «В одну реку нельзя войти дважды». 39. Древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. Считал, что сущест­вуют только атомы и пустота.

По вертикали: 1. Наиболее известный ученик Платона. 2. Древнегре­ческий философ, который делил философию на физику (учение о приро­де), канонику (учение о познании) и этику. Выдвинул тезис: атомы не только способны к движению, но оно является самопроизвольным. 3. Так называемые учителя мудрости; группа философов, вместе с которыми в философию входит тема человека и сознания. 4. Автор слов: «Человек - мера всех вещей». 8. Представитель Милетской школы, впервые поста­вивший вопрос о первоосновах. Он считал, что мир произошел из воды, что в воде зародилась жизнь. 9. Древнегреческий философ, считавший, что движущие силы - любовь ( сила притяжения ) и вражда ( сила отталкивания ), под действием которых космос то соединяется в единый беско­нечный шар, то распадается. 10. Древнегреческий философ, провозгла­сивший целью философии не обладание истиной, а отсутствие заблужде­ний; придерживался принципа «воздержания от суждений». 12. Совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога. 14. Древнегрече­ский философ, учил о единстве, вечности и неизменяемости сущего. Вы­ступил с критикой множества богов греческой народной религии. Он счи­тал, что боги - это порождение людского ума; боги - это сама природа. 16. Древнегреческий философ, один из создателей античной атомистики, учи­тель Демокрита. 18. Представитель Милетской школы, предложивший в качестве первоосновы апейрон - некое неопределенное, бескачественное и бесконечное первоначало, выступающее источником всех вещей и явле­ний. 19. Автор известных апорий 20. Представители философского на­правления, основателем которого был Зенон Китайский. 21. Древнегрече­ский философ, считавший в качестве первоосновы - число. 23. Учение о сотворении мира Богом из ничего. 24. Учение о развитии, движении, из­менчивости. 28. Признание одной субстанции в основании бытия. 31. Ав­тор афоризмов: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует» и «Бытие есть, небытия нет». 32. Автор изречений: «Познай самого себя» и «Я знаю только то, что я ничего не знаю - с этого начинается путь по­знания». 35. Учение о нравственных отношениях и морали. 37. Автор слов: «Если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ниче­го не знаешь, то как найдешь, что искать».

Кроссворд №2.

 

 

По горизонтали: 1. Термин, возникший в 1 веке до н.э. как обозначе­ние части философского наследия Аристотеля и буквально означающий «то, что следует после физики». 4. Процесс приспособления системы к ус­ловиям внешней и внутренней среды. 7. Идеалистический взгляд на дей­ствительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные си­лы. 9. Немецкий философ, создавший развернутую систему диалектиче­ской логики. 10. Английский философ-идеалист, психолог, историк. 11. Категория философии, являющаяся определенностью предмета, в силу ко­торой он отличается от других предметов. 14. Метод познания, новое понимание которого развивал Ф. Бэкон в работе «Новый Органон» 15. Фи­лософское учение, отрицающее полностью или частично возможность по­знания мира. 16. Наука о закономерностях эстетического освоения чело­веком мира. 19. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. 21. Швейцарский психолог, сторонник Фрейда. 22. Направление в теории познания, признающее чув­ственный опыт единственным источником знаний. 23. Древнегреческий математик, автор «Начал». 24. Английский философ-неореалист, основа­тель идеалистической теории эмерджентной эволюции. 27. Наука о всеобщих связях и развитии в природе, обществе и мышлении. 28. Иррационалистическое направление, возникшее в XX в., философия существова­ния. 30. Категория, выражающая одну из сторон развития противоречия. 31. Русский ученый, последователь Дарвина, основатель физиологии рас­тений в России. 32. Немецкий философ и ученый, родоначальник немец­кого классического идеализма. 33. Английский философ-материалист, развивал учение механистического материализма.

По вертикали: 2. Направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. 3. Что «дороже» самого Платона? 5. Принцип по­ведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воз­держанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. 6. Способность непосредственного постижения истины. 8. Идеалистическое учение об от­носительности, условности и субъективности человеческого познания. 12. Академик, естествоиспытатель, работающий на стыке геологических, биологических наук и наук об атомах. 13. Философское понятие, обозна­чающее существование. 15. Древнегреческий философ, считающий, что первоосновой и первоначалом мира является воздух. 17. Нидерландский философ-материалист. 18. Закономерное качественное изменение матери­альных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и на­правленное. 20. Совершенное воплощение чего-либо (в зависимости от сферы употребления). 25. Русский писатель, родоначальник революцион­ной мысли в России, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». 26. Совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, опре­деляющих основные черты и тенденции развития материальной системы (философская категория). 27. Французский философ, математик, физик, физиолог, родоначальник рационализма. 28. Наука, объектом изучения которой является мораль. 29. Основатель диалектического и историческо­го материализма.

Кроссворд №3.

По горизонтали: 2. Основа, первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. 4. Французский философ, просветитель, составитель энциклопедии, критик искусства; вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. 5. Религия, пропове­дующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны. 7. Древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов. 9. Немецкий ученый и философ, родоначальник немецкого классического идеализма. 10. В искусстве - истори­чески сложившаяся, устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейно-эстетического и общественно-исторического содержания. 11. Нау­ка о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, так и мышление человека, процесс познания. 12. Видный деятель реформации, основатель протестантизма; оказал большое влияние на все сферы духов­ной жизни Германии XVI-XVII в. 13. Философский термин, обозначаю­щий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями мышления и бытия. 14. SOPHIA. 15. Философская категория для обозна­чения объективной реальности, которая существует независимо от созна­ния и отражается в нем. 16 Религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении правильно понимаемого, «нового» христианства.

По вертикали: 1. Сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. 2. Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. 3. Предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. 6. Форма родовой организации первобыт­нообщинного строя, характеризующаяся главенствующей ролью женщи­ны. 7. Отношение человека к действительности, характеризующееся мрачным взглядом в настоящее и будущее.8. Исторически обусловленная форма присвоения материальных благ, в которой выражаются отношения между людьми в процессе общественного производства.

 

Кроссворд №4.

 

По горизонтали: 2. Одно из ведущих идейных течений в древнем Ки­тае, согласно которому судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. 4. Один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования; в переводе с латинского - выведение. 6. Человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. 8. Главный труд К. Маркса, раскрывший законы капиталистического способа производства и поставивший социализм на научную основу. 10. Продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающим, в переводе с греческого - «душа». 11. Верное, правильное отражение действительности. 12. Осоз­нанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения ка­ких-либо потребностей человека.

По вертикали: 1. Одно из основных математических понятий, воз­никшее как абстракция от числовых характеристик физических свойств. 2. Польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира. 3. Этап на­учного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. 5. Эстетическая категория, отражающая и обобщающая противо­речия и конфликты человеческой жизни, взаимодействия человека с ок­ружающей его общественной и природной средой (от греческого drama -действие). 7. Строение и внутренняя форма организации системы, высту­пающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. 9. Русский ученый-энциклопедист, основоположник Московского универси­тета. 10. Концепция, противоположная монизму, по которой все сущест­вующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу.


Кроссворд №5.

 

По горизонтали: 4. Философ. Исходит из отрицания законов объективного мира, отрицания познаваемости мира. Каждое явление - это вещь в себе, это воля - суть вещи в себе. Качества мировой воли: не разумна, слепа, находится в разладе с самой собой. История - это хаос случайно­стей. Жизнь человека - это страдания. Счастья в принципе быть не может. 7. Автор закона единства и борьбы противоположностей. 9. Автор слов: «Существовать - значит быть воспринимаемым». 10. Философ, который считал, что нужно вырвать Францию из религиозных воин. Религия вто­рична. В основе государства лежит семья. Имущественное неравенство - естественно и необходимо. Монархическая власть сравнивается с семьей в социальном плане. Географическая типизация государств: умеренный климат - государство разума; южное - религиозное государство; северное - сильное государство. 11. Философ, который делает вывод, что у человека в сознании существует конфликт между сознательным и бессознательным. Сознание не служит главным регулятором человеческого поведения. 15. Философ, который отверг теорию конечности космоса; согласно его уче­нию Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. 16. Все христи­анские постулаты - неизменная истина. К блаженству ведут два пути: че­ловеческий разум и духовное поучение, исходящее от бога; бог и человек не противостоят друг другу - это взаимное единство. 19. Представитель механицизма, приближавшегося к идеям эволюционизма. Главными при­чинами исторического развития считал просвещение и деятельность вы­дающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. 21. Автор положения: «CAUSA SUI» - «причина в самой себе». Философ, считавший что у материи есть свойства быть источником собственного движения. 22. Первый гуманист. Основные идеи гуманистической фило­софии: природное начало человека и радость земного существования. 25. Философ, чей любимый ответ был: «Не знаю» (знаю, что существует та­кая точка зрения, но не знаю, так ли это). 28. Автор произведения «Уто­пия». 29. Автор слов: «Под словом «дух» мы понимаем естественное тело, до того тонкое, что оно не действует на наши чувства, но заполняющее пространство». 31. Философ, впервые пытавшийся обосновать такую фи­лософскую проблему, как доказательство бытия божьего. 32. Автор рабо­ты: «Критика чистого разума». 33. Родоначальник христианской филосо­фии истории; развил учение о благодати.

По вертикали: 1. Философ, считавший что сознание - свойство мате­рии, присущее только живым телам, для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент: способностью мыслить наделил материю бог. 2. Философ, считающий, что реальный мир состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад. 3. Фило­соф, который ввел понятие экзистенция, означающее как внешнее, так и внутреннее существование человека. Она проявляется сама как порыв. Человек может познать ее только в момент смертельной опасности. 5. Объективный идеалист, считавший, что окружающий мир - инобытие ду­ха; выдвинул тезис о том, что диалектика понятий может быть распро­странена на диалектику вещей. 6. Создатель пантеистического учения, ко­торый считал, что природа - это «бог в вещах». 8. Крупнейший системати­затор взглядов французских материалистов XVIII века; в объяснении об­щественных явлений отстаивал материалистическое положение о форми­рующей роли среды по отношению к личности. 11. Материалист, считав­ший человека частью природы, а высшим благом - любовь. Следователь­но, все отношения являются формами этой любви. 12. Оппонент Канта, отвергший его «вещь в себе» и считавший, что первично абстрактное Я, которое совпадает с индивидуальным Я. 13. Философ, у которого цен­тральное понятие философии - это жизнь - это и биологические явления, и общественная жизнь, и субъективные переживания. Основа для жизни - это воля. Воля к власти - это инстинкт человека, является движущей силой мирового процесса. 14. Автор слов: «Мыслю, следовательно, существую». 17. Философ, считавший, что природа - живое целое, проникнутое единой мировой душой, выступающей как всеобщий деятель в природе. Пространство - посредник между умом и материей. Человек может магиче­скими средствами воздействовать на природу. 18. Автор слов: «Какому богу нужно, чтобы люди из-за него друг друга убивали?». 20. Философ, не соглашавшийся с полным отождествлением чувства и разума, но считав­ший, что разум - это «общее чувство». 23. Философ из просветителей, считавший: только искажение и ущемление цивилизацией природного на­чала в человеке приводит к несправедливости и злу. 24. Представитель немецкой средневековой мистики, в учении об абсолюте выделял божест­венное ничто ( бездну ) как основу бога и всего бытия. 26. Общество, как учил этот философ, развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат «материальный» интерес и си­ла. 27. Философ, утверждавший что все человеческие знания проистекают из опыта. 30. Автор слов: «Знание - сила».

 

Кроссворд № 6

По горизонтали: I. Русский революционер, мыслитель, материалист, критик и публицист, годы жизни 1836-1861. 5. Древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики, ученик Платона. 6. Русский революционный демократ, философ-материалист, критик и социал-утопист; в 1853-62 г.г. был сотрудником и руководителем журнала «Современник». 7. Немецкий поэт, естествоиспытатель и мысли­тель, 1749-1832 годы жизни. 8......, Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Руссо. 9. Английский философ-материалист, современник анг­лийской буржуазной революции, во время которой эмигрировал в Париж, где и написал свои главные произведения - «Философские элементы уче­ния о гражданине», «Левиафан». 10. Немецкий философ и ученый, родо­начальник немецкого классического идеализма (1724-1804). 11. Польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира. 14. Немецкий физик, создатель теории относительности. 15. Основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии. 17. Русский революционный демократ, литературный критик, основоположник русской реалистической эстетики (1811-1848). 18. Древ­неримский оратор, писатель, философ и политический деятель. 21. Рус­ский буржуазный философ-мистик, экзистенциалист, основатель так на­зываемого «нового христианства», идеолог веховства. 22. Вождь русского пролетариата, основатель КПСС и советского государства. 23. Древнегре­ческий философ, математик, доказавший теорему о прямоугольном тре­угольнике.

По вертикали: 1. Русский писатель-реалист, гуманист, основная черта воззрений которого «боль о человеке». 2. Академик, естествоиспытатель, работавший на стыке геологических и биологических наук и наук об ато­мах, профессор Московского университета, создатель учения о ноосфере (1863-1945). 3. Русский мыслитель и общественно-политический деятель, друг А.С. Пушкина. 4. Древнегреческий философ, учение которого знаме­нует поворот от материалистического натурализма к человеку.12. Автор произведений, «Аналитики первая и вторая», «Категории», «Поэтика», «Этика», «Политика» и т. д. 13. Древнекитайский философ, основополож­ник одного из ведущих идейных течений в древнем Китае. 14. Один из создателей марксистского течения, теории научного коммунизма. 16. Греческий философ, по преданию, живший в бочке. 19. Русский писатель, родоначальник революционной мысли в России, материалист. Основное сочинение - «Путешествие из Петербурга в Москву». 20. Русский ученый-энциклопедист, основоположник материалистической философии в России, основатель Московского университета.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 932. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия