Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие гносеологического образа. Чувственная и рациональная ступени познания




Основным познавательным отношением являєтеся отно­шение "образ — предмет". В самом широком смысле слова об­разом можно назвать то состояние сознания, которое в процес­се познания тем или иным способом связано с объектом; при­мером образа может служить ощущение, абстракция, теория, картина мира. Как именно связан образ с объектом? В истории философии известны три основных варианта решения: 1) мы познаем (описываем, упорядочиваем) наши ощущения (субъек­тивный идеализм); 2) образы есть результаты постижения с по­мощью разума объективно существующих идей, идеальных сущ­ностей, структур, которые стоят за материальными чувствен­ными явлениями (объективный идеализм), 3) образы отража­ют объективную реальность, природу, вещи, процессы и т. д. (материализм).

По отношению к ступеням познания образы делятся на чувственные (ощущения, восприятия, представления) и раци­ональные (понятия, теории и др.). По отношению к объекту можно выделить три типа образов: 1) образы-знания, отража­ющие объективную реальность, 2) образы-проекты, представ­ляющие мысленные конструкции, которые должны быть или могут быть воплощены на практике, 3) образы-ценности, вы­ражающие потребности и идеалы субъекта.

Чувственное познание содержит в себе те обра­зы, которые дают нам наши органы чувств. Ос­новные формы чувственной ступени познания: ощущения, восприятия, представления. В ощу­щениях каждый из органов чувств (органы зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса) специфическим для него способом от­ражает отдельные свойства, стороны вещей (цвет, звук, запах, твердость и т. д.). Восприятие — это отражение свойств пред-


Основной курс

мета, взятых как целое. Представление — это наглядный це­лостный образ вещи, возникающий на основе воображения' и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизво­димый в памяти в обобщенной форме.

Базовой формой чувственного познания являются ощуще­ния. С гносеологической точки зрения они представляют по­этому особый интерес. Ощущения обеспечивают непосред­ственную связь сознания с объективной реальностью, являют­ся единственным внешним каналом, по которому мы можем получать информацию о мире. Сама исходная посылка матери­ализма включает в себя утверждение о том, что в ощущениях нам дана объективная реальность. Именно вопрос о природе ощущений стал ареной непримиримой конфронтации между материализмом, с одной стороны, субъективным идеализмом и агностицизмом, с другой.

Что касается других форм чувственной ступени, то их роль в познании определяется, во-первых, тем, что они являются более богатыми по своим познавательным возможностям фор­мами (по сравнению с ощущением), во-вторых, тем, что они включают в себя не только отображение, но и воображение (на основе воспринятого в нашем сознании способны рождаться новые образы — элементы фантазии, мечты, художественного творчества), в-третьих, тем, что развитые формы чувствен­ного познания являются предпосылкой для перехода к рацио­нальной ступени познания.

Как уже отмечалось выше, ценность образа в по­знавательном отношении заключается в том, что он обладает объективным содержанием, т. е. яв­ляется более или менее верным отражением предмета. В связи с этим уместно задать во­ прос: как объективное содержание предмета пе­реносится в человеческую голову и преобразуется в ней в объек-


.----------------------------------- Теория познания —------------------------------------

тивное содержание идеального образа? каков механизм воздей­ствия объекта на субъект, в результате которого в человеческом сознании возникает отражение объекта?

Рассмотрим пример с визуальным восприятием. От наблю­даемого объекта отражаются кванты света, которые, попадая на сетчатку глаза, вызывают физические и биохимические про­цессы внутри соответствующих рецепторов. Идущие от рецеп­торов первичные нейроны представляют собой первое звено перекодировки внешних сигналов в цепи последовательного кодирования. На конце этой цепи возникает зрительное ощу­щение. Таким образом, перед нами взаимодействие двух каче­ственно различных материальных систем: внешних агентов сен­сорного раздражения и органов чувств человека.

Любой материальный объект— неисчерпаемый источник информации. Однако идущий от объектов поток материальных агентов (например, в виде электромагнитных или звуковых волн) может стать переносчиком информации от объекта к субъекту лишь при условии, что эти агенты способны воспри­ниматься органами чувств. Поток сигналов, устанавливающих названную связь, называется информационным потоком. Чув­ственное отражение объекта возможно лишь тогда, когда от него идут сигналы, переносящие информацию. Воздействует на органы чувств не сам объект как таковой, а идущий от него информационный поток. Сказанное в полной мере справедли­во как в отношении так называемых дистантных ощущений (зрительных, слуховых), так и контактных (осязательных, вку­совых). Информационный поток, таким образом, выполняет роль гносеологического посредника между воздействующим объектом и воспринимающим воздействие субъектом.

Объект, субъект и информационный посредник, взятые вместе, образуют исходную гносеологическую ситуацию. Не­обходимым условияем конкретного акта отражения является


--------------------------------------- Основной курс ---------------------------------------- -

наличие материальной по своему бытию информационной свя­зи между объектом и субъектом. Установление данной связи предполагает, что все три элемента гносеологической ситуа­ции так тонко "подогнаны" друг к другу, что образуют некото­рую целостную систему. Указанные элементы способны соста­вить реально функционирующую систему, если они удовлетво­ряют специфическим для каждого из них требованиям.

Рассмотрим вначале требования, которым должен удовлет­ворять объект. Прежде всего, это требование принципиальной наблюдаемости. В данном случае предполагается, что объект обладает способностью воздействовать на субъект через инфор­мационный посредник. В современной науке сплошь и рядом ученый сталкивается с тем, что получение информации от объекта затруднего либо в силу большой удаленности его, либо в силу особенностей среды, в которой движется сигнал, и т. п. Из этого вытекает необходимость в создании специальных ус­ловий наблюдения (создание экспериментальных установок, применение приборов и т. д.).

Второе требование — это редукция от бесконечного к ко­нечному; поскольку любой объект в информационном отноше­нии неисчерпаем, то включение его в актуально функциониру­ющую систему предполагает информационное ограничение, т. е. представление его как некоторой конечной структуры.

Требования к посреднику вытекают из его функции связу­ющего звена. Первое требование заключается в том, что ин­формация, которую несет посредник потребителю, должна быть адекватна объекту. Как оно реализуется? Говорить об инфор­мации, заключенной в объекте, имеет смысл лишь постольку, поскольку тем или иным образом задано некоторое разнообра­зие "первичной структуры" объекта. Далее следует фиксиро­вать наличие изоморфного (или гомоморфного) перехода от первичной структуры объекта (источника) ко вторичной


_____________________ Теория познания ------------------------------------------

структуре информационного посредника. Второе условие, ко­торое предъявляется посреднику, состоит в том, что он должен оказывать на субъект такое воздействие, в котором физическое бытие самого отражаемого объекта как действующего агента было бы элиминировано. (Ведь во многих случаях прямое воз­действие объекта может привести к опасным последствиям для наблюдателя.) Посредник потому и удовлетворяет этому усло­вию, что он, осуществляя материальную связь объекта с субъек­том, не предполагает в то же время выделения и переноса ве­щества и энергии от самого объекта к субъекту, а может рас­сматриваться в известном смысле как поток нейтральных сигналов.

Рассмотрим, наконец, требования к субъекту. Прежде все­го субъект должен обладать способностью воспринимать те сиг­налы, которые поступают от источника. Известно, что особен­ности человека как приемника информации таковы, что он в принципе не может воспринимать многие типы сигналов. На­пример, зрительная система человека реагирует лишь на не­большую часть спектра электромагнитного излучения.

Современные исследования по психологии показали, что отражение человеком окружающего мира предполагает не толь­ко процесс восприятия поступающей извне информации, но и процесс активного преобразования ее в осмысленные перцеп­тивные впечатления и концептуальные структуры. Идеальный образ никогда не бывает тождествен сенсорным данным. Чув­ственная (перцептивная) структура, таким образом, является, с одной стороны, результатом воздействия внешних стимулов, с другой — результатом того вклада, который идет от субъекта. Известно, что рецепторные аппараты человека представляют собой кодирующие узлы, осуществляющие перевод поступаю­щих на вход сигналов в серию нервных импульсов. В результа­те сенсорного кодирования сигнал передается по нервным ка-


--------------------------------------- Основной курс--------------------------------------------

налам связи от периферических рецепторов через промежуточ­ные нейроны к корковому звену анализаторов. Достаточно ли одних только сенсорных данных, чтобы в конечном звене воз­ник перцептивный образ? Из теории связи известно, что сиг­нал может нести потребителю какую-либо значимую инфор­мацию лишь тогда, когда этот сигнал позволяет осуществить выбор из уже имеющихся у адресата сообщений. Последние при этом должны быть выражены на языке, семантика которо­го заведомо известна. Значит, применительно к нашему слу­чаю, в сознании субъекта должна существовать некоторая сис­тема усложняющихся интерпретативных матриц, позволяющих дешифровать поступающие нервные сигналы.

Очевидно, что на интерпретации, осмыслении поступаю­щих данных процесс познания не заканчивается. Для продук­тивного функционирования мышления нужен блок оператив­ной и долговременной памяти и, наконец, разнообразные про­граммы переработки информации. Однако наличие программ знаменует собой уже переход от чувственной ступени позна­ния к рациональной. Итак, познавательный образ представля­ет собой результат наложения двух противоположных процес­сов — процесса поступления информации о внешнем объекте и процесса переработки данных на основе имеющихся у субъек­та перцептуальных и понятийных средств (интерпретативных матриц и программ). Способы интерпретации входных данных и формирования новых смыслов не являются врожденной спо­собностью субъекта (за исключением первичных чувственных смыслов типа "холодное", "горячее", "красное", "зеленое" и т. п.), а есть продукты длительного развития человеческой культуры.

Только теперь, когда рассмотрена структура познаватель­ного акта, можно ответить на кардинальный для любой гносе­ологии вопрос: каков механизм перехода материального в иде­альное! Рассмотрим основные звенья этого перехода. Первое


.____________________ Теория познания--------------------------------------------

звено: объект дан человеку в формах его предметно-чувствен­ной деятельности, т. е. как "предмет". Второе звено: предмет и посредник. От предмета идет информационный поток, пред­ставляющий собой изоморфную (в определенном интервале аб­стракции) предмету структуру. Способы "снятия" с предмета нужной информации формируются через практику. Третье зве­но: внутренняя часть информационной цепи. Внешние сигна­лы восприняты, обработаны и перекодированы в нервные им­пульсы органами чувств. Четвертое звено: появление идеаль­ного образа. На основе матриц субъект расшифровывает, ос­мысливает поступающие в центральные отделы головного моз­га нервные импульсы. Адекватность возникшего образа обус­ловливается тем, что идущий от объекта к субъекту поток сиг­налов является по своему характеру объективным процессом, между начальным и конечным звеном которого постоянно со­храняется информационная эквивалентность.

Рациональ- Человек получает информацию двояким путем:
ная ступень посредством естественных сигналов, идущих от
познания объектов, и посредством искусственных сигна-

лов, передаваемых от субъекта к субъекту и фун­кционирующих в системе челвоеческого языка. (И. П. Павлов назвал это первой и второй сигнальными системами). Разви­тие и совершенствование языка тесно связано с развитием ра­циональной ступени познания. Язык, речь — важнейший ин­формационный посредник между субъектом и обществом, во многих случаях иначе как через язык человек не может пере­дать другому свои знания, мысли, образы. Без языка было бы невозможно и само оперирование готовыми знаниями.

Абстрактное (рациональное) мышление — это функцио­нирование знаний, существующих в языке, связанных с реаль­ностью через посредство чувственных образов и способных отражать то, что недоступно органам чувств. Элементарными формами рационального мышления являются суждение, поня-


--------------------------------------- Основной курс--------------------------------------------

тие, умозаключение. Во всех этих формах выделяются и фик­сируются в знаках языка предметные признаки вещей. Сужде­ние фиксирует любые признаки предмета: "роза красная", "ме­таллы — хорошие проводники электричества" и т. д. Понятие отражает существенные признаки вещей, т. е. такие, которые необходимы и достаточны для их отличия в определенном от­ношении. В понятии как бы концентрируются, подытожива­ются наши знания (вспомните понятия материи, сознания и др.). Умозаключение представляет собой такое связывание сужде­ний, на основе которого получается новое знание без обраще­ния к показаниям органов чувств. Например, уже в древности был сделан вывод о том, что Земля имеет форму шара, с помо­щью следующего умозаключения: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля во время лунных зат­мений отбрасывает тень в форме диска. Следовательно, Земля имеет форму шара.

Человеческое познание в целом есть единство чувствен­ного и рационального. Чувственное познание, совершенно не­зависимое от логического, существует только на ранних ступе­нях становления человечества и у ребенка, еще не овладевшего языком. Как правило, люди ставят задачи познания и истолко­вывают его результаты на уровне рационального мышления, а получают необходимую информацию с помощью органов чувств и приборов. Ученый не просто смотрит в микроскоп, он проверяет какое-то предположение (гипотезу), выполняет логически обоснованную программу исследования, истолковы­вает увиденное в свете определенных понятий и теорий.

Связь чувственного и рационального проявляется также в том, что, проникнув на такие уровни реальности, которые не­доступны органам чувств, абстрактное мышление должно снова обеспечить переход к практике, т. е. создать такие образы-про­екты, которые могут быть реализованы в практической деятель­ности.


Теория познания


§ 5. Понятие истины

Истина и заблуждение являются основными противопо­ложными характеристиками отношения познавательного обра­за, человеческих знаний к объекту. Истинным является образ, соответствующий, адекватный отражаемому объекту. Об­раз, не соответствующий своему объекту, характеризуется как заблуждение. Эти по видимости простые определения порождают сложные проблемы, как только мы зададимся воп­росом, что такое "соответствие" и каков механизм установле­ния такого соответствия.

В логике соответствие означает совпадение признаков образа и объекта: если с каждым из признаков понятия, напри­мер, соотносится признак объекта, и наоборот, так что несов­падающих признаков не остается, то понятие соответствует объекту. Мы знаем, что любой объект многокачественен, мно­гомерен, неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношени­ях. Любое же знание о нем всегда содержит конечное количе­ство информации. Здесь мы можем сформулировать основную проблему теории истины: как можно установить соответствие конечного по своему содержанию знания бесконечному объек­ту! Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть ос­новные характеристики истины: объективность, относитель­ность, конкретность и проверяемость практикой.

Объектив­ность и абсо лютность

Под объективностью истины понимается та­кое содержание наших знаний, которое не за­висит от субъекта познания.

Признание объективной истины с необходимо­стью влечет за собой признание в той или иной форме абсо­лютной истины (абсолютного момента) в человеческом позна­нии, и наоборот, отрицание этого абсолютного момента влечет за собой отрицание и самой объективной истины. А это, в свою очередь, ведет к агностицизму, то есть утверждению о непоз­наваемости мира или его стороны.


--------------------------------------- Основной курс-------------------------------------------

Абсолютная истина означает полное, исчерпывающее зна­ние о чем-то. Ясно, что по отношению к объекту познания (бу­дет ли это отдельная вещь или мир в целом) такое исторически завершенное знание, воспроизводящее реальность во всей ее полноте, может мыслиться лишь как исторический предел, бес­конечно отдаленный. Тем не менее выводом из истории позна­ния и практики является признание неуклонного прогресса че­ловеческого познания в смысле постоянного приближения ко все более полной и глубокой истине о мире. Наши знания в каждую данную историческую эпоху можно представить как момент подобного приближения. Но можно ли это историче­ски существующее, актуально функционирующее знание рас­сматривать как достаточно адекватное отображение реаль­ности?

Восходящая к гносеологическим концепциям прошлого модель, согласно которой процесс познания есть бесконечное и непрерывное приближение к истине, верно схватывая исто­рическую направленность познания в целом, приводит тем не менее к парадоксальным следствиям, когда мы пытаемся при­менить ее к конкретным познавательным ситуациям. В самом деле, если приближение к истине только бесконечно и непре­рывно, это значит, что на каждом конкретном этапе дистанция между субъектом и объектом остается бесконечной, ни на шаг не приближая нас в практическом смысле к цели. А это нахо­дится в противоречии с практикой науки.

Данный парадокс разрешим, если принять во внимание интервальную диалектику прерывного и непрерывного в по­знании, выражающуюся, в частности, в квантованной природе научной истины. Процесс согласования мысли с реальностью включает в себя как стадию постепенного сближения, так и нахождение фокуса максимальной адекватности. В связи с этим можно выделить три смысла понятия относительной истины.


Теория познания --------------------------------------

Относитель- Во-первых, следует иметь в виду историческую
ность изменчивость социокультурных и мировоззрен-

ческих оснований познания, расплывчатость, приблизитель­ность, частичную недостоверность наличного массива знаний в каждую данную эпоху. В этом смысле относительная истина означает определенную характеристику того или иного знания в процессе "эпистемологической фокусировки" (в частности, в результате движения от неточного и недостаточно достовер­ного знания к точному и более достоверному). Это постепен­ное приближение прерывается достижением максимальной адекватности в рамках применимости данной теории. Тем самым относительное выявляет в итоге свою абсолютную сто­рону: "Всякий раз, когда с определенной степнью точности под­тверждается какой-либо закон... можно утверждать, что этот результат в основном является окончательным и никакие по­следующие теории его не смогут опровергнуть" (Л. де Бройль. Революция в физике. М., 1965. С. 13).-

Во-вторых, относительной истиной можно назвать то зна­ние, которое должно быть оценено как в высшей степени адек­ватное, если рассматривать его изнутри интервала абстракции, но которое обнаруживает свою ограниченность, свою зависи­мость от конкретных условий, как только мы выходим за гра­ницу интервала. Иными словами, речь идет об относительно­сти к условиям познания. На примере истории физики видно, что в то время, как метрическая точность (точность измере­ний), с которой проверяется теория, всегда конечна, а логико-математическая точность теории — бесконечна, гносеологи­ческая точность знания оказывается абсолютной внутри интер­вала и относительной — при переходе к обобщенной теории, к другой парадигме или интеллектуальной перспективе.

В-третьих, понятие относительной истины символизиру­ет ту гносеологическую ситуацию, при которой в процессе по­ступательного роста знания обнаруживается возможность при-


---------------------------------------- Основной курс--------------------------------------------

ближения знания к более глубокой и универсальной истине в результате скачкообразного перехода от одного интервала к дру­гому, более широкому. Примером этому может служить пере­ход от классической механике к теории относительности, с од­ной стороны, и к квантовой механике — с другой. Отсюда сле­дует, что гносеологическая точность знания как мера адекват­ности интервальна по своему существу: она является хотя и изменяющейся, но тем не менее всякий раз дискретной харак­теристикой движения человеческого познания, целостной и не­прерывной внутри интервала и прерывной при переходе к другому интервалу.

То важнейшее обстоятельство, что характеристи­ ка любого образа как абсолютной истины, отно­сительной истины или заблуждения может быть дана не "вообще", но только по отношению к определенным условиям познания, к тому или иному "срезу" бесконечного объекта, т. е. справедлива только в определенном объективном интервале, выражается в положении о конкретности истины.

Абсолютная истина есть полное соответствие образа дан­ному предмету в данном интервале, относительная истина вы­ражает зависимость всякой истины от тех или иных условий познания, от пределов приближения наших знаний к реально­сти; заблуждение выражает несоответствие знаний предмету. Предмет, с которым соотносится знание, выделяется в зависи­мости от а) объективных условий взаимодействия, б) ценност­ных ориентации субъекта деятельности, в) задачи деятельнос­ти, г) средств деятельности. Поясним это примерами.

А. Является ли утверждение "1+1=2" абсолютной истиной? Да, если предметы, с которыми мы оперируем мысленно сред­ствами математики, в реальных условиях могут рассматриваться как "жесткие образования". Нет, если предметы, пока мы их считаем, складываем и т. п., могут рассыпаться, таять, склеи­ваться и т, п.


------------------------------------ Теория познания ---------------------------------------

Б. Является ли истинным утверждение "Бороться за сво­боду — всегда хорошо"? Например, если речь идет о свободе продажи наркотиков? Или свободе от законов, регулирующих жизнь общества? При оценке истинности того или иного ло­зунга, стало быть, надо понять, что именно за ним скрывается, какое истинное содержание он имеет.

В. Если нам нужно пронести этот стол в эту дверь, то бу­дет ли абсолютной истиной результат измерения его ширины с точностью до миллиметра? Да, по отношению к данной зада­че предмет выделен адекватно, точность измерения до милли­микрона здесь не требуется, хотя в принципе уточнение резуль­тата измерения может быть практически бесконечным. И в теории, и на практике очень важно выделить параметры пред­мета, адекватные задаче. Оценки типа "это недостаточно глу­боко", "слишком абстрактно" и т. п. не имеют смысла, если сте­пень нужной глубины, точности, конкретности не соотносится с конкретной задачей деятельности.

Г. Суждение типа "на этом участке неба не наблюдается скоплений материи" будет истинным по отношению, допустим, к таким средствам наблюдения, как телескоп, и может оказать­ся ошибочным по отношению к средствам радиоастрономии.

Истинность любого знания оценивается по отношению к предмету, выделяемому определенными средствами в опреде­ленных объективных условиях.

Каким же образом устанавливается соответствие образа предмету? В конечном счете это осуществляется посредством практической деятельности. Практика — объективный крите­рий истины. Существует непосредственная и опосредованная практическая проверки истины. Если исследуемый предмет на деле проявляет себя именно так, как предполагалось, то это значит, что наши представления о нам правильны.


--------------------------------------- Основной курс--------------------------------------------

Практика, однако, сама должна быть понята как истори­ческая категория, она обладает исторически определенной " силой достоверности" в своей функции критерия истины, по­скольку подтверждает или опровергает истинность знания не вообще (на на все времена и в любых ситуациях), но относи­тельно конечного предмета, вязтого в определенных условиях и выделяемого в определенной деятельности. Практика вре­мен Архимеда не могла, например, проверить утверждения общей теории относительности Эйнштейна. Современная прак­тика еще не готова вынести окончательный приговор различ­ным гипотезам о возможности встречи с разумными существа­ми в космосе.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 813. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия