Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ




СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Позитивизм.

2. Постпозитивизм.

3. Прагматизм.

4. Критический рационализм.

5. Структурализм.

6. Неокантианство.

7. Феноменология.

8. Экзистенциализм.

9. Персонализм.

10. Фрейдизм и неофрейдизм.

Основные понятия

Современная западная философия, сциентизм, антисциентизм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, кумулятивизм, парадигма, критический рационализм, принцип фальсификации, структурализм, структурный метод, прагматизм, прагматическая максима, неокантианство, феноменология, метод "феноменологической редукции", герменевтика, интенциональность, экзистенциализм, персонализм, психоанализ, архетип, коллективное бессознательное, сверхкомпенсация, гуманистический психоанализ.

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

 

Дополнительная литература

 

Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск : ЮЗГУ, 2012.

Зотов А. Ф. Современная западная философия : Учебник. - М. : Высшая школа, 2001.

Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.

Основы современной философии : Учебник для вуз. - 3-е изд., доп. - СПб. : Лань, 2001.

Фрейд З. Бесстрашие истины [Текст] / пер. с нем. ; вступ. ст., сост.: С. Капелуш, А. Литвинов. - М. : Вагриус, 2006.

 

 

Под современной западной философией понимается западно­европейская философия и философия США конца XIX - XX веков. Западная философия данного периода - это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Условно их можно разделить на два направления: философия сциентизма(от латинского scientia - наука) - в своей основе имеет представление о науке, научном познании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире; и философияантисциентизма,которая подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру.

1. Позитивизм

Позитивизм- это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его основателем был французский философ О. Конт (1798-1857 гг.). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Ее задача состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на рубеже XIX-XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896 гг.). В отличие от "первого позитивизма", который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал "критику опыта" и предполагал "очищение" опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются "элементами мира".

Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм (логический позитивизм) - направление в философии XX века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XIX века. Его основными представителями являются: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн.

Представители "третьего позитивизма" утверждают, что философия не является ни наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она - особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков.

2. Постпозитивизм

С конца 50 - начала 60-х годов XX века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел "четвертый позитивизм", или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Дж. Агацци.

Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Его прежде всего интересуют социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций.

Особенностью большинства концепций постпозити­визма является их отказ от кумулятивизма (от лат. сumulatio – увеличение, скопление) в понимании развития научного знания. Согласно кумулятивизму развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний. Представители постпозитивизма утверждали, что в истории науки неизбежны революционные преобразования. В результате революций в науке происходит пересмотр ранее признанного и обоснованного знания, причем не только теорий, но и методов, и фактов (смена научных парадигм). Парадигма – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

Постпозитивизм отказывается проводить жесткие границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Некоторые представители постпозитивизма вообще отказываются видеть какое-либо различие между наукой, философией и мифом.

Показательным для позитивизма является также признание им обусловленности науки внешними факторами, социальными и культурными. Все это говорит о коренных отличиях постпозитивизма от предшествующего ему логического позитивизма, хотя по ряду основных положений их единая связь сохраняется.

3. Критический рационализм

Критический рационализм- это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой " модели рациональности, верной для всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский философ К. Поппер (1902-1988 гг.).

С точки зрения критического рационализма, предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни. В научном знании философские концепции тесно "переплетаются" и взаимосвязаны с собственно научными концепциями.

К. Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения неистинности. Фальсификация - это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказы­вание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные "атомарные" высказывания какой-то теории или гипотезы ложны, то данная теория или гипотеза опровержима. Если же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной или по крайней мере оправданной.

Для К. Поппера принцип фальсификации - это не способ эмпири­ческой проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Наука - это постоянный динамичный процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения.

Существенный вклад в разработку идей критического рационализма внесли также Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

4. Структурализм

Структурализм- это методологическое направление в ряде гуманитарных наук (языкознании, этнографии, психологии, истории), выдвигающее на передний план анализ структуры исследуемого объекта. Он возник во Франции в первой половине XX века. Основными представителями структурализма являются антрополог К. Леви-Стросс, психоаналитик Ж. Лакан, философ М.П. Фуко и Л. Альтюсер.

Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных (неизменных) при некоторых преобразованиях. В таком понимании понятие структуры характеризует не просто устойчивый "скелет" какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и так далее путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований. Выявление структурных закономер­ностей некоторого множества объектов достигается путем выведения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.

Структурный метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем взят на вооружение в "науках о человеке": антропологии, этнологии, психологии, социологии и других применительно к мышлению как в норме, так и в патологии. В частности, К. Леви-Стросс, создатель концепции структурной антропологии, наибольшее внимание уделил исследованиям мифологического мышления, стремясь показать наличие общей структуры в мифах различных племен и народностей. Он пришел к выводу, что одни и те же мифы воспроизводятся с буквальной точностью в разных регионах мира. По его мнению, и мифологическое, и научное мышление подчинены одной и той же логике.

Структурализм, наряду с критическим рационализмом, представляет собой одну из форм проявления позитивизма.

5. Прагматизм

Основными представителями прагматизма являются американские философы Ч. Пирс (1839-1914), Ч. Джемс (1862-1910), Дж. Дьюи (1859-1952).

Основные идеи прагматизма впервые высказал Ч. Пирс, отрицавший врожденные идеи и интуитивное познание. По его утверждению, исходным пунктом познания выступает видимость. Пирс сформулировал свою «прагматическую максиму»: полное понятие об объекте может быть достигнуто лишь путем рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим, и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. Истина, в понимании Пирса, - это ясное, отчетливое, непротиворечивое на данной стадии развития знание. Истинность знания является надежным условием результативной практики. Практический интерес является причиной нашей заинтересованности в поиске истины. Полезность определяет значение истины, ее надежность.

По мнению У. Джемса, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Успех является не только единственным критерием истинности идей, но и самим содержанием понятия истины. Истина, по У. Джемсу, открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания.

Согласно Джемсу, философия должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий. Опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное. Все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления состоит в выборе средств, необходимых для достижения успеха.

Фундаментальным понятием философии для Дж. Дьюи был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. Задача философии, согласно Дьюи, заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего, уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению жизни людей, их бытия в мире.

Средством для этого должен стать метод науки и разума, который служил бы орудием, инструментом, соответствующим нашим прагматичес­ким устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных ситуациях и ставят человека перед задачей поиска средств для их целесообразного решения. При этом идеи призваны выступить в роли жизненно необходимых интеллектуальных инструментов.

Согласно Дьюи, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей. При этом средства, которые избираются для решения соответствующих проблем, должны быть не субъективными и производными, а отвечать характеру проблемы и поставленной цели.

Принципы прагматизма оказали существенное влияние на общий стиль американского мышления и практики, в том числе и политики.

6. Неокантианство

Неокантианство- это направление в философии, представители которого пытались решить основные философские проблемы, исходя из толкования философии И. Канта, - родоначальника немецкой классической философии. Оно зародилось в 60-х годах XIX столетия в Германии. Наибольшая популярность неокантианства пришлась на конец XIX - начало XX века. В нем отчетливо выделяются две философские школы: Марбургская и Баденская.

Этим школам присущ ряд общих установок, таких как положительная оценка наследия Канта как учения, опираясь на принципы философст­вования которого в современных условиях можно решить насущные проблемы науки и общественной практики, ориентация на исследование методов научного познания понимания философии как критической теории науки; приверженность к трансцедентальному методу толкования действительности, в соответствии с которым познание понимается не как отражение действительности и не как описание реальности, а как деятельность по созданию предмета познания вообще и науки, в частности. Однако в различных школах неокантианство имеет довольно существенные различия истолкования этих общих принципов. Представители Марбургской школы - Г. Коген (1842-1918), П. Наторп (1854-1924), Э. Кассирер (1874-1945) направили основные усилия на разработку трансцедентального метода познания, который сводился к освобождению научного познания от психологизма, т.е. от антропологи­ческого обоснования единства научного знания.

Источником научного знания, по их мнению, является не структура сознания познающего субъекта, а логическая структура науки. Теория познания у них превратилась в логику чистого познания, т.е. исследование логической структуры познания от ее связей с действительностью и чувственным познанием.

Представители Баденской школы - В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) сосредоточили свое внимание на разработке методологии научного познания и вытекающего из этого переосмысле­ния роли и значения философии. Философия, по их мнению, - это нормативное учение, учение о ценностях - аксиология. Ее предметом является изучение отношения субъекта и ценности. Ценности, по Риккерту, образует совершенно самостоятельное "царство", находя­щееся по ту сторону субъекта и объекта, - "мир трансцедентального смысла".

Неокантианство продолжает оказывать довольно сильное влияние на всю европейскую философию. Сформулированные в Баденской школе принципы методологии научного познания активно используются в современном обществознании и прежде всего в истории и социологии.

7. Феноменология

Феноменология- это философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры. Родоначальником этого направления является немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938). Он понимал феноменологию как новую, строго научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике.

Это осуществляется с помощью многоступенчатого метода "феноменологической редукции", в результате чего исключается из рассмотрения или "заключается в скобки" весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. Таким образом, мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения и реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция, т.е. сведение, являет собой прием обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта, предельно обобщенной и идеализированной. Сам Гуссерль называл ее дескриптивной, или описательной наукой.

Феноменологи стремятся выделить чистое, т.е. допредметное, досимволическое сознание, или "субъективный поток", и определить его особенности. Это делается потому, что сознание - очень сложное образование с различными функциями. Выделив "чистое" сознание, можно понять сущность сознания вообще. Главной характеристикой сознания вообще является его постоянная направленность на предметы, т.е. интенциональность.

Сознание в чистом виде, или "абсолютное Я", которое одновременно является центром потока сознания человека, как бы конструирует мир, внося в него "смыслы". Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из актов сознания. Объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет. Сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен.

Методы феноменологии оказали большое влияние на развитие философии XX века, в частности, на развитие герменевтики - искусства и теории истолкования текстов.

 

 

8. Экзистенциализм

Экзистенциализм- это иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале XX века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Известно два направления экзистенциализма -религиозное, представленное такими мыслителями, как К. Ясперс (1883-1969) и Г. Марсель (1889-1973) и атеистическое, выразителями которого стали М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960).

Экзистенция (от лат. - "существование") понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком открывается бездна последствий и он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед собой, совсем нелегко постоянно нести это бремя ответственности, сознавая, что "созидая" себя, ты тем же самым творишь других людей и мир, в целом.

В своем подлинном существовании человек "заброшен" в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе перед лицом смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциальная тревога, как пограничная экзистенциальная ситуация, в которой основным философским вопросом, по утверждению Камю, является вопрос о самоубийстве.

Согласно экзистенциализму, вопрос о самостоятельном существовании природы для человека малоинтересен. Природа дана человеку изначально, исходная реальность целостна, она неделима на субъект и объект. И поскольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна выразить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция - это не просто переживание, а переживание бытия в мире.

Значение общества для личности состоит в том, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и иных свобод. Однако чаще общество ограничивает личность. По Хайдеггеру, общество есть сфера безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается в экзистенции, к которой неприменимы содержательные нравственные критерии. Главный призыв экзистенци­ализма: "будь подлинным". Во внешнем мире по отношению к другим это вряд ли вообще возможно, но чем более личностным является отношение к другим, тем оно подлиннее. То же относится и к художественному, религиозному, философскому творчеству, в котором человек разрывает путы внешности и объективности.

9. Персонализм

Персонализм - это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной личности, Бога. Персонализм существует в двух вариантах - французском, где его основателями выступили Э. Мунье (1905-1950) и Ж. Лекруа и американском, наиболее видными представителями которого являются Б.П. Боун (1847-1910), Р. Флюэллинг (1871-1966) и Э. Брайтмен (1881-1953).

Основным предметом исследования в персонализме является творческая субъективность человека. Объяснить ее можно только через ее причастность к Богу. Человек всегда личность, персона; его суть заключается в его душе, которая фокусирует в себе космическую энергию. Душа человека самосознательна, она самонаправляется. Люди живут разобщенно и впадают в крайность эгоизма.

Другой крайностью является коллективизм, где личность нивелируется и растворяется в массе. Персоналистский подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимого уникального субъекта. История и общество развиваются через личность человека.

Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда вытекает важность коммуникации как вовлечения людей в преобразование мира.

10. Фрейдизм и неофрейдизм

Фрейдизм и неофрейдизм представляют собой этапы развития психоаналитической философии, возникшей в 20-е годы XX столетия в Австрии, а затем в других странах Европы и в Америке. Эмпирической базой этого философского направления является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса (самоочищения).

Основоположником психоанализа является австрийский врач З. Фрейд (1856-1939). Его заслуга - открытие особой области человеческой психики - бессознательного. Фрейд исследовал структуру бессознательного, его влияние на индивидуальную и общественную жизнь.

Согласно 3. Фрейду, деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений. Доминирующую роль играют "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" – танатос. Человек, по 3. Фрейду, может или подавлять свои желания, что ведет к различным психическим расстройствам, или владеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа состоит в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания и подчинить своим целям.

Постепенно из медицинской методики психоанализ "вырос" до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления, что значительно упростило и вульгаризировало их понимание.

Идеи психоанализа развивал К.Г. Юнг (1875-1961), который в отличие от Фрейда, считал, что инстинкты имеют не биологическую, а символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, имеющие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека.

Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Эти формальные элементы, неотъемлемо присущие всему человеческому роду, носят название "архетипы". Они представляют собой формальные образцы поведения или символи­ческие образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, в реальной жизни соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно.

К.Г. Юнг проводил четкое разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется, выходит на поверхность у современных людей через сновидения.

Основоположники психоаналитической философии 3. Фрейд и К.Г. Юнг ставили перед собой задачу - прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты - А. Адлер (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), Э. Фромм (1900-1980) стремились на основе базовых идей этой философии объяснить социальное устройство жизни людей.

В частности, А.Адлер считал, что для объяснения мотивов поведения личности необходимо знать конечную цель ее устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого человек старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно Адлеру, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов, несовершенства человеческой природы испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свою творческую потенцию. Эта актуализация носит название компенсации или сверхкомпенсации. Сверхкомпенсация - это особая форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе "вырастают" крупные лич­ности, великие люди, отличающиеся исключительными способностями.

Основной побудительный мотив личности, с точки зрения К. Хорни, стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, согласно Хорни, являются базовыми для поведения индивидов и сопровождают человека на протяжении его жизни. Они могут быть вызваны недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Любые формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не исчезает, а нарастает, рождая все новые и новые конфликты.

Крупнейшим представителем неофрейдизма считается Э. Фромм, который попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Отвергнув биологизм Фрейда, Фромм пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами. Он вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. Фромм изучает основные тенденции развития западной культуры с ее потребительскими ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера, отчуждением. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносится им с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики. Частичное разрешение экзистенциальных проблем Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлению. В конечном счете, осознание человеком неподлинности своего существования в обществе тотального отчуждения, реализация им своей сущности и обретение «самости» вместо «мнимого Я», возрождение жизнеутверждающего мировоззрения и внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом - все это возможно на основе использования «гуманистического психоанализа», предлагаемого Фроммом в качестве социально приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их бытия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Какая роль отводится философии в позитивизме, эмпириокритицизме, нерпозитивизме, постпозитивизме?

2. По мнению К.Поппера, что является истинным?

3. Как рассматривается истина в прагматизме?

4. Как называется философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок?

5. В каком из философских направлений 20 века главными являются вопросы свободы и нравственного воспитания человека?

6. В основу какого философского направления положен психоанализ? Кто является его основателем? Какие задачи ставили его последователи?

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 4055. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия