Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Гегеля. Гегель о сущности человека. Диалектика Гегеля.




 

Гегель считается философом послекантовского немецкого идеализма. У Канта было введено разграничение м/у человеком и миром вещей в себе. Гегель пытается преодолеть дуализм 2х миров, противоположность объективного мира и мира субъекта путем отождествления мировоззрения и бытия, объекта и субъекта.

В противоположность Канту Гегель считал, что естественнонаучное знание не стоит абсолютизировать, оно - одна из исторических форм знания об одной части мира - природе.

1ым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта является движение индивидуального сознания к отождествлению с абсолютным "я", то есть с общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества. Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении всей своей истории. Феноменология духа - это одновременный процесс развития всемирной культуры, накопления духовного опыта человечества и освоение этого опыта конкретным индивидуумом или, выражаясь современным языком, процесс социализации индивидуума, превращение его в личность, овладевшую богатством человеческой культуры, всеми достижениями человечества. По окончании этого процесса воспитания и образования каждый человек, по мнению Гегеля, становится способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, "мирового духа" и, таким образом, снимается противоположность субъекта и объекта и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Движение сознания - это восхождение от абстрактного к конкретному. Этапы поступатного развития сознания:

1. Предметное сознание (чувственная достоверность). Сознание фиксирует чувственный образ предмета и ничего из него не оставляет вне рассмотрения. Тождество субъекта и объекта.

2. Самосознание. Характеризуется отвлеченностью, вычленением субъекта из объекта. Это - восприятие предмета как вещи со свойствами.

3. Разумность. Разум критикует предметность и самосознание. Субъект выносит себя в позицию наблюдателя. Позиция разума - позиция, которая за чувственным явлением ищет внутренний характер вещей.

4. Абсолютный дух. Индивидуум может посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, мирового духа, для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, сознания и предмета, а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия. На этой ступени сознание постигает духовную реальность мира и себя, как выражение этой реальности.

Вершиной всего этого движения в историческом и индивидуальном плане является освоение языка философии - понятий. Дойти до высшей точки развития, по Гегелю, это значит "дойти до понятия", стать способным формировать и выражать свои мысли в системе понятий и категорий логики. До Гегеля в понятии видели некое субъективное образование, Гегель же считал, что понятие - это и есть абсолютное тождество субъекта и объекта.

Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Абсолютный идеализм философии Гегель связан с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является абсолютная идея. Абсолютная идея - субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных, и духовных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного - общих определений - к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

1ым этапом самораскрытия абсолютной идеи является логика. Через логику абсолютная идея раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий. Категории не нуждаются в чувственно-воспринимаемом материале. Как чистые мысли и ступени развития идеи они, сами по себе, содержательны и поэтому составляют сущность вещей.

Следующий этап саморазвития - природа. Создавая природу или, точнее, превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя и, тем самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей. Природа создается с той целью, чтобы из нее возник человек и вместе с ним человеческий дух.

1ой стадией развития человеческого духа является субъективный дух, 2ой - объективный дух. Объективный дух охватывает сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве.

Высшей формой самореализации абсолютной идеи является абсолютный дух. Под абсолютным духом Гегель понимает совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Иначе говоря, это - духовная деятельность сменяющих друг друга поколений.

История - развитие духа, мирового духа во времени. История имеет свою цель. Цель - развитие свободы, свободы гражданина в гражданском обществе. Поскольку реализация свободы с необходимостью заключает в себе и то, что дух сам осознает себя свободным, история является также и прогрессом в осознании свободы. С этой точки зрения Гегель различает 3 основных этапа мировой истории.

Древние восточные народы знали, что свободным является лишь 1 человек; греки и римляне полагали, что свободной является определенная группа людей, и лишь современные германские народы полностью осознали, что все люди свободны.

Прогресс в осознании свободы, образующий внутренний смысл истории, не должен пониматься в чисто субъективном смысле, то есть как адекватная рефлексия свободы. Внутренний характер идеи у Гегеля всегда должен стать внешним , чтобы идея стала реальностью. Объективизацией свободы в истории является государство. Оно - "предмет, в котором свобода обретает и переживает свою объективность".

Диалектический метод Гегеля предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Этот метод в философии встречался и до Гегеля, однако только он придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал 3 основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития. Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание - не простое уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа провляется в том, что отрицание представляет собой единство 3 основных моментов: 1. Преодоление старого 2. Преемственность в развитии 3. Утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти 3 момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель связывал с прохождением в процессе развития 3х стадий. Всякая сущность - тезис, для того чтобы зафиксировать свою определенность, полагает антитезис. Для того, чтобы антитезис рассматривался как часть тезиса, необходим синтез. Каждое понятие, явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне, пока не будет получен высший синтез. Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному и состоянию "якобы к старому", но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином "снятие".

Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Гегель подчеркивал единство человека и общества. Общество определяет его:

1.индивидность (отличительные особенности индивидуума)

2.индивидуальность (степень усвоения человеком социального опыта)

3. Как личность, социальное лицо человека.

Субъективный дух - личность - тесно связан с объективным духом - обществом. Поэтому человек - явление конкретно-историческоее. Деятельность - способ бытия человека, показатель меры, степени его господства над предметным миром.

Гегель критикует тезис: человек - продукт среды и воспитания. Напротив, среда является показателем господства человека над миром. Именно деятельность формирует человека, а человек - среду. Деятельность формирует интересы, потребности, способности человека. И именно неуспокоенность является фактором развития человека, путем к совершенству.

В работе "Философия права" Гегель отмечает неотъемлемые права человека на жизнь, собственность, свободу. Человек как "конечный дух" имеет способность к познанию самого себя.

Человек у Гегеля выступает как создатель мира, культуры, носитель общезначимого сознания, всеобщего идеального начала - разума, духа.

10. Проблема человека в философии Фейербаха. Антропологизм.

Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а Философия и религия по своему существу противоположны друг другу. Религия - система представлений, Философия - система категорий и понятий. Религия обращается к чувственности человека, Философия - к его разуму. В основе религии лежит вера в догматы, в основе Философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Религия возникает из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. В сознании совершается переворачивание действительных отношений, подлинный творец Бога - человек - ставится в зависимость от последнего. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, так как все эти атрибуты он отнимает у себя. Фейербах стремится возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства. И сделать это, по его мнению можно только на основе материалистического мировоззрения.

Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувственной Деятельности и потребностей, то Фейербах исходит из того, что реальным субъектом разума является человек и только человек. Человек же - не творение Бога, а часть - наиболее совершенной - вечной природы.

Философия Фейербаха носит антропологический характер. В центре Философии, по его мнению, должен находиться человек как высшее существо природы. Человек - единственный, универсальный и высший предмет Философии. Следовательно, Философия должна быть антропологией, то есть учением о человеке. В центре внимания Фейербаха - человек как единство души и тела. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного. Фейербах сводит сверхъестественное к естественному, фантастическое - к реальному, сверхчувственное - к чувственному. Это - основная черта его антропологического метода.

Чувственность - это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств "природы" человека, его телесности, разума, воли, сердца". Однако, Фейербах не замыкается на натуралистическом описании субъекта, он пытается преодолеть этот натурализм, вводя в понятие субъекта не просто "я", но и другого человека. Таким образом, чувственность в его системе рассматривается не как натуральная и непосредственная, а как опосредованная общением с другим человеком. Следовательно, отношение человека и природы опосредуется отношением человека к человеку. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется реализация человеком своей родовой сущности. В ходе этого общения и совместной деятельности субъективные и частные определения человеческой природы поднимаются до всеобщих объективных определений, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой, образует целостность человеческих способностей. Это значит, что человек, отправляя функции рода, превратил сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.

Итак, субъект, по замыслам Фейербаха - это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. Однако, в теории познания такая трактовка субъекта остается нереализованной. Ощущения для Фейербаха - единство истк нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние - обладает подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем физические объекты и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности, и поэтому отвергал возможность познания с помощью разума, считая его изобретением идеалистической философии.

В своей последней работе "Основные положения философии будущего" Фейербах писал, что задача философии будущего - вернуть философию из царства душ усопших в царство душ живых и телесных. Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от последнего неотъемлемо. Вместе с тем антропологический принцип обусловил и односторонность его материализма, распространенного только на область природы. При попытках объяснения общественных явлений он выступал с идеалистической позиций (например, причину смены форм общественного строя видел в смене форм религии).

11. Методологические принципы решения проблемы человека в философии марксизма.

Согласно Марксу, человек прежде всего - это человек производящий. Производительный труд - вот что отличает человека от животных. Человек отличается от животного тем, что он не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к себе. Вместе с тем, труд связывает человека с природой. Благодаря труду в ходе исторического развития людей все больше овладевают природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими стихиями, созданные самими людьми производительные силы и общественные отношения все более противостоят им в качестве внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от общества и от самого себя (самоотчуждение). В основе всех форм отчуждения лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

В условиях отчуждения "деятельность человека оказывается мукой, его собственного творения - чуждой ему силой, его богатство - его бедностью, его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком - несущественной связью, и напротив, его оторванность от другого человека оказывается его истинным бытием, его жизнь оказывается принесением в жертву его жизни, его власть над предметом оказывается властью предмета или сам он, властитель своего творения, оказывается рабом этого своего творения". Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям.

Маркс исходит из того, что человек по природе своей - существо целостное, "неотчужденное", доброе. Для того, чтобы изначально положительные родовые качества человека проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. В будущем коммунистич.человечестве человек, преодолевая отчуждение, вернется на новой, более высокой ступени к своему исходному и в то же время подлинному состоянию. Отличие же этого, нового, "золотого века", от первобытного заключается в том, что здесь "неотчужденность" базируется не на низком уровне производительных сил и ограниченности отношений людей между собой и с природой, а, наоборот, на безграничном росте производительных сил, на всемогуществе человека и невиданном изобилии.

На основе концепции присвоения Маркс создает учение об общно-исторической, предметно-практической сущности человека. В этой концепции он стремится представить человека как преобразующего природу в соответствии с самими законами природы, и в то же время, налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не смогла бы возвыситься до человека, стать формой человеческого бытия.

Маркс не противопоставляет человека природе. Напротив, он всемерно подчеркивает, что человек - это часть природы и ее продукт. Вместе с тем, человек не просто часть природы, а высший продукт ее развития, природное существо особого рода. Человек - это универсально-всеобщая сила природы. Возможность этого заложена в конституции человека как организма, наделенного такими достоинствами, как человеческие руки, мозг, язык. В силу этих качеств человек способен к любому роду деятельности, к овладению силами природы, превращению этих сил в свои собственные силы и способности. Реализация этой возможности осуществляется в производственной деятельности, в труде.

Маркс выделяет в деятельности человека 2 основных момента: опредмечивание и распредмечивание. Раскрывая содержание этих понятий, Маркс отмечает, что первейшим определением труда является его предметно-чувственный характер. Преображение природы происходит не в силу духовности человека, а прежде всего потому, что человек, как материальное предметное существо действует предметным образом. В ходе трудовой деятельности человек постоянно осуществляет опредмечивание, т.е. переход свойств и характеристик любого живого процесса деятельности субъекта в объект, в покоящиеся свойства предмета, в предметное воплощение. Но человеческая деятельность не сводится к материальному, чувственно-предметному процессу. Этот процесс имеет в своей основе духовное, идеальное содержание: проект, замысел, идею. Человек в процессе деятельности имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности. Поскольку эти средства созданы предшествующими поколениями или представителями другого рода, то в самой трудовой деятельности человека заключена простейшая социальная связь. Уже в форме средств труда человек имеет дело с другим человеком. Эта связь актуализируется в процессе распредмечивания продуктов труда. Распредмечивание - это освоение социального опыта человечества, превращение предметных форм в содержание внутреннего мира человека, в его собственные силы и способности, в момент живого труда.

Маркс формулирует тезис о социальной сущности человека и обращается к ее изучению. Один из наиболее известных его тезисов о Фейербахе гласит: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений". Трактовка Маркса взаимоотношений индивида и общества базируется на понимании взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновении этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой систему связей и отношений м/у индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Общество - это продукт взаимодействия людей, при этом люди несвободны в выборе той или иной общественной формы. Социальность по Марксу проявляется не только в формах "непосредственной коллективности", когда индивид взаимодействует с другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.

Маркс снимает антиномию личного и общного. Он подчеркивает, что методологически порочно противопоставлять друг другу не только человека и общества как таковые, но индивидуальное и общественное вообще. Маркс выводит тезис о тождественности ?индивидуальной жизнедеятеьности людей содержанию общественных отношений. Поэтому личность и общественные отношения (других людей) представляют 2 взаимопроникающих полюса единого социального целого, качества которых определяют сущность их отношений, а каждая из сторон оказывает влияние на "свое другое", т.е. личность выступает субъектом, творцом общественных отношений, а общественные отношения составляют сущность личности. Своеобразными каналами, через которые социальное проникает в индивидуальное, является потребности и сознание личности. Общественные отношения входят во внутреннюю структуру личности, усваиваются ею и образуют ее социальную сущность: процесс качественного преобразования природного начала в социальную основу личности есть ?"присвоение" индивидом в процессе взаимодействия с социальным свойств и качеств, присущих последнему.

Личность по Марксу - не исходный пункт социального исторического развития, а его результат. Подчеркивая социальную обусловленность сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности как высшую цель общественного развития, которая будет достигнута только после радикального преобразования общественных отношений.

Основные принципы рассмотрения человека:

1. Принцип историзма в трактовке сущности человека (человеческая личность созидается в процессе истории)

2. Предметная деятельность (всякая деятельность предметна, деятельность человека строится по законам и логике самого предметного мира, а не вопреки этой логике. Человек - существо природное, он сам обусловлен предметным миром. В предметах воплощается, материализуется человеческая деятельность, человеческие сущностные силы. Предмет - воплощение родовой сущности, посредник в отношениях "человек - человек").

3. Принцип системности (человек рассматривается как совокупность всех общественных отношений).

4. Принцип детермнизма (человек детерминирован социальной реальностью, объективные условия определяют деятельность людей, но в то же время человек сам созидает свое предметное бытие).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1181. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия