Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные теории социального взаимодействия




Что определяет, вступят люди в контакт друг с другом или прервут его? Существует несколько теорий межличностного взаимодействия, авторы которых стремятся выделить механизмы, заставляющие людей взаимодействовать, объяснить причины вступления в контакт, выявить и объяснить закономерности социального взаимодействия. Одной из самых авторитетных теорий является теория социального обмена, разработанная Джорджем Хомансом и дополненная Питером Блау. Основные идеи концепции социального обмена:

· В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выгодам;

· Социальное взаимодействие – это постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки – элементарные акты общественной жизни (схема «стимул – реакция»).

Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, – это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, знаниями, жестами, символами, услугами, материальными предметами. Пожалуй, нет ничего, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Понимаемый столь расширительно обмен – универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста:

· агенты обмена – два или более человека;

· процесс обмена – совершаемые по определенным правилам действия;

· правила обмена – устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

· предмет обмена – товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.;

· место обмена – заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Согласно теории обмена Джорджа Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена:

1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи.

2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль, – оттого, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и укрываете прибыль от налоговой инспекции, – но прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.

3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К. Маркс, он готов совершить любые преступления. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность. В социальном обмене – так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами – нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.

Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями. В общем виде социальное взаимодействие – сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.

Концепция символического интеракционизма,разработаннаяДжорджем Мидом и Гербертом Блумером,основана на приписывании действиям индивида символического значения.Согласно этому подходу, интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Поэтому человеческое поведение как социальное не может быть понято лишь на основе фиксации внешних проявлений. Для его понимания необходимо познание внутреннего символического смысла, воплощенного прежде всего в языке, понятном участникам взаимодействия, раскрытие значимых символов коммуникативного общения. Использование коммуникативных символов предполагает, что все участники взаимодействия адекватно понимают этот условный язык и тем самым успешно общаются друг с другом. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям. Знаменитая теория наклеивания ярлыков или стереотипного восприятия другого берет начало в этих теоретических построениях. Она была сформулирована под влиянием символического интеракционизма в результате исследований Чикагской школы.

Суть ее состоит в том, что девиантное поведение не является таковым само по себе, но есть результат реакции со стороны «других», которые считают определенный тип поведения девиантным. Общество осуществляет это при помощи языковых символов: наклеивания ярлыков на тех, кто нарушает нормы. Как правило, привилегированные группы (белые, мужчины, старшие по возрасту и статусу) применяют такие ярлыки по отношению к противоположным группам. Ярлык формирует соответствующий статус, отделяя «заклейменных» от основной массы (нормального общества) и изолирует в тюрьмах или сумасшедших домах. В результате наклеивания ярлыков девиантность усугубляется, так как формирует у человека определенный образ самого себя, как бы заключенного в рамки соответствующих ожиданий со стороны других.

С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным я», т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие – есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. В процессе взаимодействия важную роль играют два процесса: формирование значений и истолкование действий другого человека. Формирование значений –набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого –определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов, объект – это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. И раньше любые вещи имели символическое значение. Но, пожалуй, только сегодня, во многом благодаря рекламе, внутренние качества вещей, их строение и полезность оказываются стертыми. Не случайно в современных каталогах новых моделей автомобилей все меньше места уделяется описанию их технических достоинств и все шире рекламируются «мифологические» значения: купите наш автомобиль, и Вы станете вездесущим, неуловимым, свободным как птица. Столь же странным образом функционирует экономика. Кризис 1987 на Уолл-Стритт, наконец события 1997 и 1998 годов на биржах Азии, России и Южной Америки – все это такие финансовые кризисы, которые порождаются не какими-то деструктивными процессами в реальной экономике. Этим они резко отличаются от кризиса 1929 года, который был вызван просчетами в промышленности. Если раньше деньги обесценивались вслед за снижением материального богатства, то теперь наоборот, товары обесцениваются вследствие финансовых махинаций. Это означает, что сегодня деньги функционируют как знаки, которые уже не обеспечиваются реальной стоимостью и не регулируются трудом и богатством. Сколько «на самом деле» стоит доллар, не знает никто. Идея золотого или иного натурального обеспечения денег сегодня кажется чересчур архаичной. Однако отрыв от закона стоимости приводит к тому, что экономика превращается в чистую спекуляцию – производство и циркуляцию символической продукции.

Концепция управления впечатлениями (драматургический подход) разработана Эрвином Гоффманом.Особой и очень своеобразной фигурой, примыкающей к течению символического интеракционизма, в современной социологии можно считать Эрвина Гоффмана и его драматургический подход. Причислить его к этому направлению позволяет то, что и здесь центральной теоретической концепцией выступает концепция «я», разделяемое им на официальное «я», что соответствует определенной социальной ситуации и роли, и «я» творческое, которое исполняет или играет свою «роль» в драматургическом действе.

Э. Гоффман анализировал ту сторону социальной жизни, которая состоит из ситуативных, кратковременных контактов, другими словами, повседневность. Рассматривая такие контакты (encounters) метафорически, он сравнивал их с театром, где «партии» отдельных участников, возможно, и выглядят одинаково, но разыгрываются с разной степенью исполнительского мастерства. Остановимся более подробно на трех аспектах драматургического подхода, которые являются наиболее важными.

Во-первых, считает Гоффман, игра в расчете на зрителя, разыгрывание ролей друг перед другом определяет характер коммуникациив современном обществе. Актеры стремятся сыграть свои роли так, чтобы произвести наилучшее впечатление, а затем его сохранить. Например, начальство ждет от нас добросовестной работы, и во время визитов начальства мы старательно создаем впечатление усиленной работы. Этот процесс «создания впечатления» является центральным аргументом драматургического подхода. Во-вторых, драматургический подход существенно расширил представление о палитре средств, используемых участниками коммуникативного процесса: от сугубо лингвистической коммуникации (которая была центральным конструктом у предыдущих теоретиков) до включения в нее языка тела, жестов, внешнего вида(возраст, пол, раса, одежда, форма подачи себя), создание предметной среды, определение места действия и т.д. Все это человек использует для того, чтобы контролировать ситуацию и создавать видимость «хорошей игры» (даже если она не складывается). По драматургической терминологии, это создание «переднего плана» сценического действа, в котором важную роль играют три компонента: создание окружения (мебель, декор, например, полки с книгами и компьютер – в случае академической среды); внешний вид, который информирует о статусе; манеры, которые являются сигналами, определяющими в каком тоне надо вести разговор (например, интимном или официальном).

В-третьих, там, где есть «передний план», там есть и представление «за кулисами», где люди расслабляются, снимают свои маски и ведут себя естественно. Гоффман описывает ресторан, где официанты галантно подают кушания, но на кухне их поведение и «подача себя» совсем другие. Их поведение меняется, как только они пересекают границы одного пространства и попадают в другое[28].

В современном обществе человеку приходится исполнять множество ролей, меняя одежды, маски для разных ситуаций и взаимодействий. Более того, официальные и «исполняемые» роли часто приходят в противоречие друг с другом. «Я»-творческое стремится сбросить маску «неофициального» и постоянно с переменным успехом протестует против запрета на свободу самовыражения. С точки зрения Гофмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь – это производство впечатлений. Уметь управлять впечатлениями и контролировать их – значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример – создание имиджа, реклама.

 

3. Всякое взаимодействие представляет собой действие субъекта (личности, группы, команды и т.п.), выполняемое в отношении к другому субъекту и, следовательно, неизбежно включает в себя определенное отношение к нему – дружественное, нейтральное, враждебное и т.д. Поэтому понятие отношения заслужило пристальное внимание психологов и социологов, поскольку содержит индивидуальные и социальные аспекты. Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействий, и составляет то, что называют индивидуальными (или межличностными) отношениями. Но такие связи приобретают устойчивый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены коренными жизненными интересами отдельных личностей и их групп (экономическими, политическими, культурными и т.п.) и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, которые выполняют данные индивиды в обществе. Совокупность именно таких связей и выступает как наличествующие в данном обществе на определенной степени его исторического развития социальные отношения.Разумеется, индивидуальные отношения не отделены непроходимым барьером от социальных, а органически вплетены в них. Социальные отношения являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым или даже постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия, взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. Так, вступая во взаимодействие с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны взаимодействовать с ними. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к видоизменению характера взаимодействий и даже к прерыванию общения.

Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров. Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляемым характером. По своему содержанию они чрезвычайно разнообразны. Это определяется прежде всего широким спектром тех целей и ценностей, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба).

Таким образом, социальные отношения – это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей. Социальные отношения в обществе характеризуются очень большим разнообразием, поэтому важное значение приобретает их типологизация, т.е. дифференциация их по типам. Такая типологизация может производиться по различным основаниям. По субъекту (носителю) социальных отношений последние подразделяются на следующие типы: 1) индивидуальные (личностные); 2) межличностные; 3) внутригрупповые; 4) межгрупповые; 5) международные. По объекту социальных отношений последние можно классифицировать как экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые. По характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения подразделяются на отношения: 1) сотрудничества; 2) взаимопомощи; 3) соперничества; 4) субординации. Выделяют два основных типа социальных взаимодействий: сотрудничество и соперничество.Сотрудничество возникает при наличии общих целей. Особая форма сотрудничества – кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, управленческими и т.д.). Соперничество возникает при наличии неделимого объекта притязания и выступает в двух формах: конкуренция и конфликт. Конкуренция – это соперничество, при котором конкуренты стремятся опередить друг друга. При этом конкуренты могут не подозревать о существования друг друга. Конфликт – это прямое столкновение соперников, при котором соперник всегда известен. Социологи, рассматривая сотрудничество и соперничество как два основные типа социального взаимодействия, избегают крайностей в их оценке. Конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликт как источник развития системы социального взаимодействия.


4.В широком смысле поведение – это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда оно непосредственно или опосредованно включено в общение с другими людьми. Обычно под поведением понимается присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней двигательной активностью, а также внутренними потребностями. Таким образом, поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных поведение формируется, развивается и проявляется в условиях: общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является, по своему существу, социальным.

Поведение представляет собой совокупность извне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей и всего общества. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы; формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе. Социология исследует и интерпретирует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. В поведении человека выясняется, что он ценит не только кусок хлеба или деньги в своем кармане. Он испытывает потребность в общении и совместной деятельности с другими людьми, он хочет быть любимым, уважаемым, справедливо оцениваемым и вознагражденным за свои поступки. Более того, в своем поведении люди взаимодействуют друг с другом, оценивают друг друга и стремятся влиять на своих партнеров по общению.

Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах – семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.д. Макросоциология исследует поведение в процессе взаимодействия крупномасштабных социальных общностей (этносов, наций, государств). Социальное поведение тесно связано с социальными программами и ценностными установками, зафиксированными в материальной и духовной культуре любого общества. Социальное поведение регулируется не только индивидуальным и общественным сознанием, но и социальными институтами, правовыми нормами, моралью и политикой. Социальное поведение – это внешне наблюдаемая сторона деятельности, форма ее проявления, содержание же деятельности может быть понято лишь при глубоком проникновении в ее внутреннюю суть. Поведение в социологии рассматривается в контексте ролевой теории и теории обмена, с точки зрения функционального анализа и теории бихевиоризма. Эти разноплановые теории исследуют социальное поведение с разных позиций, сходясь в одном мнении, что социальное поведение – это предельно важная категории анализа социальной действительности. Социологи классифицирует поведение по разным критериям, выделяя индивидуальное и массовое социальной поведение, конструктивное и деструктивное, стандартное и отклоняющееся (девиантное, делинквентное) поведение.

Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. К субъектам массового поведения относят: 1) массы; 2) толпу; 3) публику; 4) микрообъединения индивидов (семья, друзья); 5) отдельных индивидов.

Термин «массы» употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых нельзя объединить ни по какому признаку (серые массы, народные массы).

Толпа – контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (то есть пассивного принятия господствующих мнений), составляющих ее индивидов, связанных сходным эмоциональным состоянием и общим объектом внимания. Г. Блумер в работе «Коллективное поведение»[29] выделяет несколько разновидностей толпы: случайная, экспрессивная, конвенциальная (обусловленная), активная (или действующая). Случайную толпу представляют собой зеваки, собравшиеся около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающую радость или горе, протест или поддержку какому-нибудь лицу или группе лиц. Конвенциальной толпой называется группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данной ситуации нормы, но выходит за рамки обычного поведения (например, неиствующие болельщики на стадионе). Активной может стать любая из рассмотренных толп, проявляющая себя в действии. Одним из первых заинтересовался феноменом поведения человека в толпе французский врач и социальный психолог Гюстав Лебон (1841–1931). В своем классическом труде «Психология толп» (1895) он доказал, что, попадая в толпу, человек регрессирует, и его поведение начинает определяться инстинктами. «В толпе может происходить только накопление глупости, а не ума, – писал Густав Лебон, – а вот управлять ею – гораздо легче, чем отдельными личностями, потому что у толпы повышенная внушаемость. Именно этой особенностью толпы с давних времен успешно пользовались вожди, полководцы и религиозные деятели, посылая народные массы на великие подвиги, а порой и на зверские разрушения»[30].

Основными механизмами взаимодействия человека и толпы являются механизмы подражания, заражения и внушаемости.Механизм заражения проявляется в распространении психических состояний одних людей на других по принципу цепной реакции. Механизм внушаемости проявляется в том, что люди некритично воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершать такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером и привычками. Основным механизмом взаимодействия в толпе является подражание, т.е. сознательное или бессознательное воспроизведение поступков и действий других людей. Действие данного механизма было изучено учеником Лебона, Габриэлем Тардом (1843–1904), и описано в книгах «Законы подражания» и «Общественное мнение и толпа».

Безжалостная статистика утверждает: за 2002–2007 годы в мире погибло около восьми тысяч человек – и это по очень скромным подсчетам! А повинны в их смерти не военные преступники, не террористы, но обычные, нормальные люди. Люди, ставшие толпой. Так, в 1941 году во время первого налета на Москву фашистских бомбардировщиков не было ни одной прямой жертвы бомбежки, но 46 человек погибло в давке, когда толпа бросилась в вестибюль метро. В Минске в 1999 году случилась трагедия – давка в подземном переходе станции метро «Немига». Тогда погибло 53 человека, а сотни получили травмы и увечья. Виной всему оказался начавшийся ливень и один молодой человек, который только и крикнул: «Бежим в переход!». И тысячная толпа, спасаясь от дождя, в едином порыве бросилась за своим вожаком в подземный переход, поскальзываясь на мокрых ступенях, топча и давя друг друга. Разыгравшаяся в 2005 году трагедия в центре Багдада, когда в давке на мосту через реку Тигр погибло 647 человек, а еще 255 получили ранения, произошла из-за того, что в многотысячном шествии паломников поползли слухи, будто бы в толпу затесались террористы-смертники. Началась паника. Трагедия случилась безо всякого участия террористов. Одна из наиболее известных трагедий, связанных с паникой и давкой, произошла на Ходынском поле 18 мая 1896. Царские подарки, раздаваемые народу в честь коронации молодого государя императора Николая II, были не самыми щедрыми в истории подобных торжеств. Тем, кто посетит коронацию, обещали кулек с сайкой, куском колбасы, пряником, орехами, леденцами и эмалированной кружкой с инициалами императора. Однако за дармовой колбасой народ стекался даже из близлежащих городов и деревень! Шли целыми семьями, несли на руках маленьких детей, шутили, пели песни. Уже ночью накануне 18 мая 1896 года в Москве на Ходынском поле собралось до полутора миллиона человек... По официальным данным, в Ходынской давке погибло 1389 человек, но очевидцы катастрофы называют иные цифры: 18 и 19 мая 1896 года на Ваганьковском кладбище было похоронено более шести тысяч раздавленных людей.

Проблема давки и столпотворения стара как мир. В мировой практике давно существуют методы борьбы с паникой и посильного управления обезумевшей толпой. Для начала профессиональная полиция или милиция старается разбить толпу на отдельные группы, а затем – организовать. Для предупреждения паники используются специально подготовленные люди, которые находятся в массе (они так и называются – «антипаники»; их отличают яркая одежда и наличие мегафонов). Чтобы отвлечь внимание людей, они используют яркие вспышки, выстрелы в воздух или даже внезапно зазвучавший гимн страны. В момент всеобщей растерянности у профессионала появляется возможность взять инициативу на себя.

Под термином «публика» понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. В отличие от толпы у публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений. Субъектами массового социального поведения становятся и индивиды. Это объясняется тем, что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, могут привести к серьезным социальным последствиям (например, решение молодых семей иметь одного ребенка приводит к демографическому кризису в государстве). Поведение людей далеко не всегда соответствует общепринятым ценностям и нормам. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам и образцам поведения. К различным проявлениям девиации относят алкоголизм, наркоманию, самоубийства, подделку денег. В тоже время к девиации относиться и поведение гениев, самопожертвование и т.д.

5.В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение, в зависимости от характера нарушения, называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т.п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые действия рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие – во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов или экспроприацию собственности других людей против их воли. Употребление алкоголя – серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом – никчемным бездельником.

Все общества, государства имеют законы, и везде наказываются их нарушители. Тем не менее, немалая часть людей нарушает установленные правила и законы. Это уже вопросы для социологов. Они пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Следует отметить, что социальные нормы не являются статичными, постоянными. С развитием общества изменяются и нормы данного общества. И то, что ранее считалось отклонением, с течением времени может стать среднестатистической нормой. К примеру, в начале ХIХ веке появление женщины в брюках на улице стало бы скандалом. В середине – явно свидетельствовало бы о принадлежности женщины к суфражисткам, борющимся за равноправие мужчин и женщин. Появление новых норм можно проиллюстрировать и на примере упадка патриархальной семьи. В аграрном обществе, где все члены семьи работали по дому или в поле все вместе, под отцовским надзором, очень легко было поддерживать мужское доминирование в семейных отношениях. Более того, только сила и мудрость отца придавали семье крепость и жизнеспособность. Но изменение технологии, развитие общества привели к перемещению места работы отца в магазин, на фабрику, в организацию, где он не мог постоянно надзирать за семейными делами. Дальнейшие изменения в обществе привели к тому, что и часть женщин стала работать в стороне от семьи и от мужа. Процесс отделения женщин от семьи оказался достаточно сложным. В XIX веке впервые начал осуществляться переход женщин на работу по найму в конторы, офисы, различные организации. Первая реакция общества была осуждающей, такое поведение женщин признавалось отклоняющимся. Однако в результате длительной борьбы женщины практически завоевали себе право на социальные статусы, прежде считавшиеся мужскими, т.е. такое поведение перестало считаться отклоняющимся. Нормы патриархальной семьи претерпели значительные изменения.

Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки и действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения. В социологии под этим термином понимается чаще всего негативное социальное поведение, к основным формам которого относятся преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным(буквально – преступным) поведением. К делинквентному поведению относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного деяния. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, так как имеет отношение к моральным нормам данной группы, а делинквентное – абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Существует немало социологических теорий девиантного поведения. Самые первые теории на сей счет носили биологическийхарактер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности.
В конце прошлого века итальянский психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника. Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками. Врожденный преступник – атавистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, например, убийство себе подобных, каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно. Общество может защититься от них, лишь только заперев их под замок. Ч. Ломброзо и его ученики представили огромное количество доказательств в поддержку своей теории. Они утверждали, что уголовники имеют тенденцию больше походить на обезьяну, у них ненормальная челюсть, плоский нос, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка
Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками.

Однако попытки подвести биологическую основу под общую теорию преступности продолжались в течение практически всего двадцатого столетия. Американский врач Уильям Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что у собак отдельных пород имеется склонность следовать определенному типу поведения – такса, борзая, лайка ведут себя по разному. Так же и у людей: определенное строение тела означает определенные личностные качества. Эндоморф – умеренная полнота с округлым телом, такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми. Мезоморф– тело отличается силой и стройностью, человек проявляет склонность к беспокойству, активен и не очень чувствителен к боли. Эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов.

Предпринимались попытки оценить влияние наследственности на различные формы поведения людей. В Дании изучалось поведение 3500 близнецов мужского пола. Были исследованы уголовные дела каждой пары. Результаты оказались более чем впечатляющими. Если один из моноклеточных близнецов, развившихся из одной яйцеклетки и имеющих абсолютно одинаковый набор хромосом, совершил серьезное уголовное преступление, то в 50 процентах случаев и другой совершал подобное. У двухклеточных двойняшек шансы для другого совершить аналогичное преступление снижались до 21 процента. А если учесть, что близнецы воспитываются всегда в одной семье и окружающей обстановке, то можно сделать вывод: чем больше генетическое сходство, тем больше сходен тип правонарушения. Есть такие наблюдения в отношении усыновления. Поведение усыновленных детей, совершивших впоследствии уголовные преступления, больше походит на то, как ведут себя их биологические родители, чем те, кто их усыновил.

Однако большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся поведению, совершению преступлений коренится в генетике. Паук может быть запрограммирован на плетение паутины, но ни один человек не рождается с инстинктами взломщика или убийцы. Скорее генетика нервной системы может играть некоторую роль: вспыльчивость, импульсивность и т.п. Другое дело, что есть половые и возрастные различия в структуре преступного поведения. Уолтером Гоувом разработана теория половых и возрастных факторов. По наблюдению Гоува, фактически большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершается молодыми людьми. Число таких преступлений резко снижается после 30 лет. Возраст арестованных за убийства, изнасилования, разбойные нападения чаще всего составляет 18–24 года, на втором месте стоит возрастная группа 13–17 лет, а лишь на третьем месте – 25–30 лет. После 30 лет количество арестованных за такие преступления резко снижается. Как для мужчин, так и для женщин характерно снижение числа правонарушений при переходе от юности к взрослости. Правонарушения, где требуется физическая сила, большой риск, совершают в основном мужчины. Эта тенденция характерна для всех стран. Только несколько процентов женщин арестованы за грабежи, разбойные нападения при отягчающих обстоятельствах, убийства. И наоборот, женщины составляют значительный процент арестованных за подлоги, мошенничества, хищения, растраты, магазинное воровство. В Канаде и США количество женщин, арестованных за имущественные преступления, более чем в два раза превышает количество арестованных за насильственные преступления. Исследователи также обнаружили, что атлетическое телосложение благоприятствует совершению вооруженных нападений, грабежей. Вот почему, наверное, снижаются преступления после 30 лет (пик физических возможностей мужчины приходится на возраст 28–30 лет). Правда, люди остаются сильными и после 30 лет, но не хватает энергии и выносливости. Конечно, некоторые преступники действуют и после своего пика физической формы, но общая тенденция именно такова. Биологические теории мало помогают, когда речь идет о преступлениях, предполагающих сознательный выбор.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное – это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного «Я», а также так называемого «Сверх-Я», определяемого исключительно культурой общества. Человеческое «Я» и «Сверх-Я» постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между «Я» и бессознательным, а также между «Сверх-Я» и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида. Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика возможных нарушений в структуре человеческого «Я» и возможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом.

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности и причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению и росту самоубийств. К примеру, в России ежегодно 60 тысяч человек сводят счеты с жизнью – по 66 человек на каждые 100 тысяч населения. С 1995 года по 2003 год, в период наибольшего проявления кризиса, в России покончили с собой полмиллиона человек. Более половины из них – молодые люди до 30 лет. Если учесть, что по статистике из 20 попыток суицида удается одна, то за восемь лет жизнь смертельно надоела 10 миллионам россиян. Объяснить это можно, в том числе и состоянием дезорганизованности общества. Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной.

Теория стигмации, или наклеивания ярлыков, – это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам (цыгане, лица кавказской национальности, бичи). Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом. Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное – поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное – это такое поведение, которое является реакцией на ярлык. Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминальной» личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением. Ярлык девианта – преступник, алкоголик, проститутка – всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом. Теоретики ярлыка подчеркивают, что, чем выше статус личности, тем меньше у нее шансов получить ярлык девианта, преступника (например, вспомним руководителей финансовых пирамид типа С. Мавроди).

 

6. Очевидно, что под определение девиантного подпадает широкий спектр разнообразных вариантов поведения, что серьезно затрудняет создание единой классификации.

В зависимости от количества индивидов, демонстрирующих отклоняющееся поведение, его можно подразделить на индивидуальное девиантное поведение и групповое.Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей, может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки девиантного поведения. В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростковые субкультуры, молодежные объединения (панки, хиппи, готы, эмо и т.д.)

В девиантном поведении можно выделить первичные и вторичные отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером. Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли. Вторичнымотклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта.

Кроме того, девиантное поведение может подразделяться на социально одобряемое и социально осуждаемое. С.С. Фролов выделяет следующие необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям[31].

1. Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера. В этих ролях куда более важны специфический талант, физическая сила, сильный характер. Сверхинтеллектуальность может быть даже помехой при исполнении некоторых ролей, так как изолирует личность от остальных членов группы. Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверхинтеллектуальнос-ти не слишком популярен в народе, который гораздо больше ценит твердый характер или магнетическую, волевую личность.

2. Особые склонности позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности. Возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника больше зависит от особых склонностей человека, чем от его общей интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные способности часто бывают необходимы для реализации особых склонностей, но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.

3. Сверхмотивация. Мы часто и много говорим о высокой мотивации, но знаем о ней чрезвычайно мало. Безусловно, ее наличие у индивида является фактором, способствующим его возвышению над остальными людьми; неясно только, почему люди становятся высокомотивированными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Например, семейная традиция может стать основой высокой мотивации для возвышения индивида в той области, в которой протекает деятельность его родителей. Очень интересна гипотеза некоторых русских ученых, связывающих появление большого числа сверхмотивированных индивидов с природными явлениями, например, с солнечной активностью. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Так, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве; непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III; Николло Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников.

4. Личностные качества. Проведено много исследований в области психологии, посвященных личностным чертам и свойствам характера, которые помогают достичь возвышения личности. Оказалось, что эти черты теснейшим образом связаны с определенными видами деятельности. Смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе, возвышению, но они совершенно не обязательны для художника или поэта. Общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю, но почти никак не сказываются на карьере писателя, художника или ученого. Общественное мнение выработало множество популярных стереотипов индивидуальных качеств, способствующих возвышению индивида в различных областях деятельности. Так, в соответствии с таким популярным стереотипом ученый должен быть отрешенным от окружающих, немного сумасшедшим, начитанным и оригинальным; артист – фантазером, всегда раскованным, весьма темпераментным и т.д. В основном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для самооправдания или рекламы профессии и рода деятельности, но в некоторых из них есть доля истины, подмеченная многими поколениями людей в ходе общения. Личностные качества – это, безусловно, важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.

5. Счастливый случай не сделает из дурака гения, но может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Был бы Наполеон императором, если бы не Великая французская революция? Кем были бы многие политические деятели, если бы не социальные потрясения, неожиданные повороты судьбы, вознесшие их над обществом? Большие достижения – это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

В итоге можно сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. К осуждаемым отклонениям относятся алкоголизм, самоубийство, проституция, сексуальные перверсии, наркомания, преступления. Согласно данным ВОЗ, в России на душу населения в 2001 году потреблялось 10,7 литров чистого алкоголя в год, однако на самом деле этот показатель выше, так как огромная доля теневого сектора на алкогольном рынке с трудом поддается исчислению. По мнению экспертов, реальное потребление алкоголя в год в России достигает примерно 14,5 литра спирта на душу населения или приблизительно 180 бутылок водки в год на взрослого мужчину[32]. В результате антиалкогольной компании в СССР в 1984–1987 годах потребление алкоголя сократилось на 25%, что привело к падению смертности на 12% среди мужчин и на 7% среди женщин. Воздействие разных видов алкоголя на уровень смертности отражается не только на продолжительности жизни, но и на показателе разницы между средней продолжительностью жизни женщин и мужчин. В непьющих, но курящих мусульманских странах разница в продолжительности жизни составляет 3–5 лет, в промышленно развитых европейских странах винного пояса разница составляет 8 лет, в восточноевропейских странах и России, традиционно предпочитающих более крепкие напитки, разница составляет 10–12 лет. Алкоголизм – одна из причин демографического кризиса в России. Другим фактором демографического кризиса является наркомания. По сведениям Госнаркоконтроля, количество наркоманов в России приближается к 4 миллионам человек. При этом 95% из этих
4 миллионов – молодые люди в возрасте от 11 до 25 лет. Средняя продолжительность жизни наркомана, принимающего наркотики внутривенно, с начала попадания в наркотическую зависимость – 7–10 лет. Поэтому можно с уверенностью сказать, что 4 миллиона российской молодежи умрет рано, не оставив после себя потомства[33].

Американский социолог Роберт Мертон считал, что девиантное поведение можно описать как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. Мертон разработал на основе теории аномии классификацию девиантного поведения, в которой, исходя из соотношения целей и средств, выделил 4 типа девиантного поведения.

1. Инновация– заключается в принятии социально одобряемых целей, но отрицании законных средств их достижения (например, стремление улучшить свое материальное положение одобряется обществом, но если для этой цели не используется грабеж или мошенничество).

2. Ритуализм – отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами.

3. Ретритизм – отрицание целей и средств как бегство от действительности.

4. Бунт – отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечен порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы перестают контролировать поведение членов группы или общества, основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих действиях.Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества, изменения физического окружения – все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и последующего принятия их членами социальных групп, которые в торжественной обстановке отменяют старые нормы и называют новые. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.


Лекция 5







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 500. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия