Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА




 

 

1. Социология семьи и брака. Определение понятий «брак» и «семья».

2. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

3. Социальные функции семьи.

4. Исторические типы брачно-семейных отношений.

5. Современные формы семьи и брака.

6. Основные тенденции изменений брачно-семейных отношений в современном обществе.

 

6. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Социология семьи и брака – специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи и брака.

Социология семья и брака изучает типы социальных отношений, характерных для семьи; численность и структуру семейной общности, функции семьи и брака, особенности семьи как социального института и малой социальной группы, мотивы браков и разводов; факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни, исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития. В социологии семьи и брака различают два основных направления:

· исследование истории семьи и брака;

· анализ современной семьи и брака.

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей; связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью.Семья – это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта и взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.[40]

Брак – это совокупность норм и предписаний, регулирующих взаимные права и обязанности супругов. Брак – это исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая определенные права и обязанности мужчины и женщины по отношению друг к другу, их детям и обществу[41].Однако подобное определение брака в современном мире, где существует более десятка стран, официально разрешающих регистрировать однополое сожительство, уже не отражает реальной ситуации. Поэтому из определения понятия брака все больше авторов, особенно западных, стремятся убрать слова о том, что брак – это отношения между мужчиной и женщиной. Например, в учебнике по социологии Е.М. Бабосова читаем: «Брак – это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и детям»[42],а у Э. Гидденса– «Брак можно определить как получивший признание и одобрения со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц»[43].

Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.

В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов. Там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или, в крайнем случае, на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом распределения экономических продуктов для примитивных племен охотников и земледельцев. При переходе к более сложным культурам все большее значение начинают приобретать другие институциональные структуры. Что, например, происходит, когда примитивные племена начинают развивать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и людей других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи. Чуть позднее появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.

В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там – это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации, главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена – в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика тоже отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.

Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом. Семья включает в себя всю систему общественных отношений – брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

 

2. Семья – одна из наиболее древних форм социальной общности людей. Семья возникла значительно раньше классов, нации и государств, в период первобытного общества. Семью можно рассматривать и как социальный институт (с точки зрения общественных мер воздействия на брачно-семейные отношения), и как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. Социальный институт – это сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием рационально установленных стандартов поведения, предопределенных содержанием решаемых задач (Е.М. Бабосов).

Как социальный институт семья обладает моральным и правовым узаконением, общественной и правовой поддержкой, характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми. При анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, характерные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций, современной общественной потребности. Модель семьи как институт очень важна для прогноза изменения семьи, тенденций ее развития. Исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейные роли, особенности формальных и неформальных норм и санкции в сфере брачно-семейных отношений. Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми.

 

3. Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Эти задачи в целом актуальны для любого общества, от самого примитивного до высокоразвитого. Однако в зависимости от типа общества, периода его развития или религиозной принадлежности те или иные задачи выходили на первый план. Какие же задачи решает семья в целом и какие из них не утратили актуальность сегодня? Каковы ее функции как основного социального института?

1.Функция сексуального регулирования. Семья это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи – служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении женщин).

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья – это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение. Однако в последнее время семья все хуже и хуже справляется с этой функцией. Демографический кризис затронул не только большинство стран Европы, но и Россию, и Беларусь. Уже в 1998 г. в мире насчитывалось 61 государство с общей численностью населения
2,6 млрд чел. (44%, то есть почти половина человечества!), в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже критической черты простого замещения поколений (2,1 ребенка на одну женщину)[44]. В Беларуси положение немногим лучше. Впервые число умерших превысило количество новорожденных в 1993 году, с тех пор Беларусь также переживает эпоху депопуляции. Средний размер семьи в современном обществе составляет 2,6 человека. 52,3% семей в Беларуси – это семьи с одним ребенком, 41,2% – с двумя, 6,6% – с тремя и больше детьми. В последнее десятилетие в стране растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в браке. В 1990 году родившихся вне брака детей было 8,5% от общего числа родившихся, в 2000 – 18,6%, в 2003 – 23%, в 2005 каждый четвертый ребенок родился вне браке, а в сельской местности каждый третий ребенок. Мы стремительно догоняем по этому показателю Европу. К примеру, в Швеции половина детей рождается вне брака.

3.Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля.

Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.

4.Эмоциональная функция. Она направлена на эмоциональную стабилизацию семейных отношений, получение людьми психологической поддержки в семье, удовлетворения их потребности в любви и личном счастье. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общении в первичной группе, и, прежде всего, в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

5.Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни. От материального положения семьи зависит набор стартовых возможностей ребенка при вхождении в общество.

6.Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. Во многих обществах до недавнего времени эта функция семьи была абсолютизирована и проявлялась в существовании обычаев кровной мести и кровной вражды.

7.Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

8.Досуговая функция имеет своей целью организацию рационально и благотворно для членов семьи проведения свободного времени, оказания им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребности в совместном проведении досуга.

9.Рекреативная функция ориентирована на совместный отдых членов семьи, на восстановление их сил, израсходованных в процессе труда или обучения. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

 

4. Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны.
И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

В истории человечества можно выделить следующие системы брачных отношений:

Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе такое ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени. На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы. Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах.
В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Матриархат и патриархат. В ранний период первобытнообщинного строя главная роль в сохранении рода, в воспроизводстве детей и наследовании имущества принадлежала женщине. Семья, в которой главная роль отводилась матери, называется матриархальной. Позже преобладающую роль в семье приобрели мужчины, семья стала патриархальной.Буквальное значение слова «матриархат» – власть матерей, его общепринятое понимание – женовластие. В школе нас учили, что в древнейшей истории человечества женовластие (матриархат) предшествовало мужевластию (патриархату). «Социологическая энциклопедия» дает следующее определение матриархата: «Матриархат (от лат. mater мать + греч. arcke власть), термин, обычно используемый как парный и противоположный по смыслу патриархату. Традиционно использовался в антропологии с
19 века и в истории для обозначения типа общества, в котором правят женщины. Само историческое существование данного типа общества и типа семьи подтвердить или опровергнуть с помощью археологии или фактов антропологии трудно…»
[45] Итак, матриархат – гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Матриархат характеризовался доминирующей ролью женщины, матрилинейностью наследования имущества, матрилокальностью брачных поселений. Матрилинейностью называется такое положение, когда происхождение и наследование определяется по материнской линии. Матрилокальность – обычай проживания супругов в общине жены. Другими словами, женщина при матриархате имеет преимущественные, по сравнению с мужчиной, права на имущество и детей. Теория матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине XIX века, как оппозиция патриархатной теории общественного устройства, созданной еще Платоном и Аристотелем. Аристотель, говоря о происхождении государства в «Политике», считал, что изначальным видом человеческого общежития была патриархатная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения – государства. Швейцарский ученый И.Я. Бахофен в своей книге «Материнское право» (1861), основываясь на материалах античной мифологии, доказывал, что в древнейшей истории человечества патриархатным порядкам предшествовали материнский счет родства и наследование по материнской линии. Бахофен называл такое социальное устройство гинекократией. Л.Г. Морган, американский антрополог, продолжил теорию Бахофена и в своей книге «Древнее общество» (1877), опираясь преимущественно на данные этнологии, выдвинул тезис о коллективном роде как форме организации первобытного общества и материнском роде как его начальной, допатриархатной стадии. Оба сделали вывод, что господству мужчин предшествовало господство женщин, патриархату – матриархат. Создание в противовес патриархатной теории концепции матриархата как порядка, предшествовавшего патриархату, имело для того времени большое значение, поскольку подрывало идею патриархата, лежавшего в основе европейского общественного устройства. Поэтому естественно, что Ф. Энгельс высоко ценил обе работы и в своем классическом труде «Происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884) развил концепцию первобытного коллективизма в моргановском ключе.

По Энгельсу, «ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в орудие деторождения»[46]. Вывод: необходимо вернуть женщине ее приоритетную роль, устранить «порабощение женского пола мужским, которое совпадает с первым классовым угнетением», разрушить «невыносимо скучное семейное сожительство, которое называют семейным счастьем». Ф. Энгельс утверждал, что в будущем «положение мужчин изменится. В положении женщин, всех женщин, произойдут значительные перемены. С переходом средств производства в общественную собственность, индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом. Общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут они брачными или внебрачными»[47]. Реальность вывернула этот прогноз наизнанку: перехода средств производства в общественную собственность не произошло, но общество, действительно, одинаково заботиться обо всех детях, и «брачных», и внебрачных. Более того, в современном белорусском обществе государство выплачивает льготные пособия матерям, родившим детей вне брака. Отсюда главный признак матриархата, присутствующий в современном обществе – матрилокальность, то есть счет родства, ведущийся преимущественно по материнской линии.В древности положение матерей, как единственно достоверных родителей, обеспечивало им, и вместе с тем всем женщинам вообще, высокий общественный статус. В современной Европе, России, Белоруссии наблюдается стремительный рост детей, рожденных вне брака. Еще раньше увеличение числа разводов просто взорвало изнутри патриархальность, которая сегодня вынуждена все четче проводить грань между отцом биологическим и отцом социальным. Следует помнить, что взрослый человек, строя свою семейную жизнь, осознанно или бессознательно копирует ту систему отношений, которая присутствовала в браке родителей. Поэтому дети, выросшие в неполной семье, будут испытывать сложности в построении брачных отношений и с большей вероятностью, чем дети, выросшие в полных семьях, повторят судьбу одиночек. Таким образом, количество детей, рожденных вне брака, с каждым поколением будет увеличиваться.

Моногамия и полигамия. Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества – моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия, т.е. формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии.

1. Групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях, был распространен в первобытном обществе, сейчас имеет место в нескольких племенах на Тибете и на Маркизских островах.

2. Полигиния (многоженство), у мусульман, у скотоводов-кочевников. 25 октября 2000 г. Госдума отклонила законодательную инициативу вице-спикера Жириновского о возможности создания полигамных семей. Жириновского поддержал на тот момент только
21 депутат. Жириновский предлагал разрешить мужчине жениться до 4 раз, не расторгая прежнего супружества. Для заключения мужчиной нового брака требуется добровольное согласие остальных супруг. Таким образом, Жириновский намеревается улучшить демографическую ситуацию, и помогать женщинам, которых в России больше на 9 миллионов, чем мужчин, стать законными женами[48]. В июле 2001 года Руслан Аушев со ссылкой на вековые мусульманские традиции издал указ, разрешающий многоженство на территории Ингушетии, а через месяц его отменили. И не столько потому, что указ расходился с федеральным законодательством, но его не поддержало население. Однако гендерный разрыв в России и Беларуси продолжает неуклонно увеличиваться. Сокращается средняя продолжительность жизни мужчин. Во многих городах преобладает преимущественно женское население («Иваново – город невест»). «Одна из важнейших тенденций развития российского общества – его неуклонная феминизация, – пишет Г.Г. Силласте в своей «Гендерной социологии». – Согласно переписи населения 2002 года, количество мужчин в России сократилось до 46,5% населения. Если в 2003 году женщин было на 6,5% больше, чем мужчин, то к 2015 году этот разрыв прогнозируется на уровне 10–11%, а к 2050 – 15%»[49]. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также значительно этноцентрично. Многие в нашем обществе считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, превращению ее в рабыню. Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус – в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. В современном российском или белорусском обществе преуспевающий мужчина может позволить себе завести любовницу, и многие законные жены будут закрывать на это глаза, чтобы не потерять высокое материальное положение, отца для детей и престижный социальный статус. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, проживание жен совместно, в одном доме практикуется редко, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.

3. Полиандрия (многомужие) – очень редкая форма полигамии, когда в браке состоит одна женщина и несколько мужчин. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по численности женское. Это редкое явление характерно также для одного из народов Индокитая.

Моногамия – самый распространенный тип брака. В сущности, брак как институт претерпевает свои изменения не первый раз. Был век полигамии, вслед за ней пришла моногамия, а теперь ей на пятки наступает время серийной моногамии или многократного партнерства. Наш век слишком скоростной, в том числе и в сфере семейных отношений. Ученые даже нашли им определение – «фаст-фуд»-брак (по аналогии с «фаст-фуд»-едой). А после брака, как известно, наступает развод, на который сейчас тоже нет времени. В США, где распадается каждая вторая семья, практикуется такое понятие, как «развод по кнопке». Во многих штатах функционируют бракоразводные автоматы, действующие по принципу банкоматов. Американских детей еще в школах готовят к тому, что разрыв их родителей неизбежен, и не надо превращать его в трагедию. Даже в школьной программе есть предмет под названием «семейное дело». А некоторые психологи вообще предлагают в будущем пройти всем мужчинам и женщинам специальные курсы, по окончании которых им будут выдаваться свидетельства на право вступления в брак. Такая схема уже действует в Японии и Сингапуре. В России проблема разводов на сегодняшний день стоит наиболее остро, ведь по количеству разводов она занимает первое место в мире.

Можно выделить некоторые общие черты, характерные для современного этапа существования моногамной семьи:

1) наблюдается переход от патриархальной формы моногамии к партнерской, эгалитарной семье, происходит разрушение многовековых традиционных семейных отношений, основанных на патриархальных ценностях и замена их новыми, демократичными. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей усложняет межличностные отношения между супругами, родителями и детьми. На смену патриархальной монолитности семьи, которая основывалась на страхе и силе, приходит новый тип, основанный на товарищеских отношениях между членами семьи;

2) наблюдается переход от индивидуально-семейной формы производства к общественно-индивидуальной. Это привело к ряду структурных изменений, связанных, прежде всего, с процессами нуклеаризации. Во всем цивилизованном мире за последнее десятилетие резко сократился средний размер семьи. Семья стала малодетной и состоит из одной супружеской пары;

3) в современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер. Появилась возможность вступать в повторные браки. Брак стал противопоставляться семье. Эволюция отношений между полами привела к большому числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей;

4) изменились традиционные отношения между родителями и детьми. Возросла роль общественных институтов – детских садов, школ, вузов, СМИ. Возник дефицит живого контакта детей с родителями, в результате чего расширилась сфера влияния на социализацию человека неформальных групп: панки, рокеры, байкеры и т.д.;

5) возникла тенденция роста автономии поколений. Остались в прошлом установки родителей, которые ставили интересы детей выше собственных, с другой – дети не испытывают чувства обязанности родителям, несмотря на то, что те подготовили их к самостоятельной жизни.

5. Когда речь заходит о семье, мы представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называется супружеской, или нуклеарной. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная (или расширенная) семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с их супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей. В родственных же семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями. Он окружен взрослыми, которые в некоторых случаях готовы взять на себя обязанности родителей. Таким образом, у ребенка в родственной семье появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод. В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна. Это связано, например, с тем, что места рождения и вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Кроме того, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.

По наличию и количеству детей семья может быть бездетной, малодетной (1–2 ребенка) и многодетной. По количеству супругов – полной и неполной. По социальному происхождению различают семьи рабочих, служащих, интеллигенции и т. д. По национальному составу – семьи мононациональные и полинациональные. По распределению власти в семье выделяют семьи авторитарные, демократические (эгалитарные) и анархические.

Кроме того, в социальной практике встречаются новые, достаточно устойчивые способы организации семейной жизни, которые можно назвать альтернативными формами семьи:

· Незарегистрированный брак – отличается от обычной дружбы совместным проживанием и ведением хозяйства и по существующему в настоящее время законодательству влечет всю ту же ответственность, что и брак зарегистрированный.

· Однополая семья. Первой узаконила однополые брачные союзы Дания, ее примеру последовали Норвегия и Швеция, еще несколько стран (последней по времени однополые союзы легализовала Великобритания в 2001 году), теперь это обсуждают в других странах. На первый взгляд, зачем нужно регистрировать сожительства, в которых нет детей? Даже многие гетеросексуальные пары предпочитают обходиться без вмешательства государства. Однако регистрация брака дает значительные преимущества в плане социального страхования, наследования имущества и т.д. Кроме того, можно ли упрекать людей в сексуальной распущенности и одновременно отказывать им в праве узаконить свои стабильные отношения?

· Ограниченная временем семья (сезонный брак): брак заключается на определенный период, по истечении которого считается автоматически расторгнутым. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются. В сентябре 2007 года одна из кандидаток на пост председателя германского Христианско-социального союза Габриэле Паули, известная своими революционными инициативами, предложила ограничить продолжительность брака в Германии 7 годами. По ее мнению, чтобы «союз двух сердец» не превращался в рутину, по прошествии этого срока он должен быть автоматически расторгнут и возобновлен только при условии взаимного согласия бывших супругов. [Беларусь сегодня, 25.09.07.]

· Прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок.

· Встречающаяся семья (гостевой или экстерриториальный брак): пара зарегистрирована, но живет отдельно, каждый у себя.

· Шведская семья (коммунальный брак): семья, в которой живут несколько мужчин и женщин, своеобразная маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами.

· Открытая семья: распространенный вариант, в котором супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи. Варианты отношений в такой семье представлены от сексуальной свободы одного из супругов при молчаливом попустительстве второй половины до общего увлечения групповым сексом, свингингом и участием в клубах по обмену брачными партнерами.

Известный американский футуролог Алвин Тоффлер в книге «Футурошок» указывает на следующие перспективные формы семейных отношений.

Бэбиториум. Благодаря новым технологиям рождения становится возможным заранее установить пол ребенка и даже запрограммировать его конкретные параметры. Возможность купить сперму и эмбрион, обеспечить себе двойню или тройню, имплантации эмбриона суррогатной матери, выращивание детей in vitro – все это уничтожает обаяние беременности и родов, ведет к исчезновению культа материнства. Генетически не исключено двойное отцовство. Поскольку эмбрионы можно приобрести в любом возрасте, то возможны малолетние и престарелые родители с собственными младенцами.

Профессиональное родительство. Детей больше нельзя доверять дилетантам. Дипломированные профессиональные родители возглавят хорошо оплачиваемые многопоколенные семьи, принимающие по долгосрочным контрактам на воспитание детей. По мере выпуска одних, такие семьи принимали бы других детей.

Модульная семья. Удачливые специалисты и менеджеры больше не отождествляют себя с семьями. Прибывая по приглашению корпорации на новое место занятости и не рассчитывая работать здесь более года, они поселяются в семью с вакантным местом отца семейства. Эта семья предоставляется корпорацией и работает на корпорацию.

Гостевые браки. Супружеские отношения будут занимать не все время, а проходить сеансами. Несколько раз в неделю, в месяц, или в год, муж и жена живут вместе, семьей. В остальное время каждый из них свободен от рутины повседневных обязанностей и живет своей жизнью.

Экстерриториальные браки. И у нее, и у него – свой дом, совместное хозяйство они не ведут. Встречаются на работе, вместе ужинают в кафе, проводят отпуск вдвоем, ходят в гости друг к другу. Такие браки ограничивают возможность партнеров вмешиваться в привычки и стиль жизни друг друга, увеличивают потенциал их самореализации, но и создают определенные сложности в воспитании детей и уходе за ними.

Совокупная семья. Две разведенные пары с детьми вновь вступают в браки, вводя детей от обоих браков (как и взрослых) в новый, расширенный тип семьи. Сейчас полагают, что 25% американских детей являются или скоро будут членами таких семей. Такие семьи со многими родителями могут стать основной формой семьи будущего. Распространение этого типа семьи сопровождается увеличением случаев завязывания половой связи между приемными родителями и неродными детьми. При растущей временности последовательных моногамных браков клан «полуродных» детей приобретает не только множество «полуродных» родителей, братьев и сестер, но и бесчисленное множество тетей и дядей, бабушек и дедушек.

 

6. «Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменений. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит наши дни к новой, грядущей семье»[50], – эти слова Питирим Сорокин написал в 20-х годах ХХ века. Однако и в наши дни любой социолог, не задумываясь, согласиться с актуальностью данного утверждения. Семья меняется вместе с обществом и нам важно понять, что будет происходить с семейными отношениями дальше.

Алвин Тоффлер говорил: «Семья, называемая гигантским шокопоглотителем общества, – место, куда помятый и побитый индивидуум возвращается после схватки с миром, – единственная стабильная точка во все больше и больше наполняющейся изменениями окружающей среде. Но так как супериндустриальная революция продолжает разворачиваться, и сам этот «шокопоглотитель» будет претерпевать некоторые потрясения».

Рынок требует мобильности без скидки на личные обстоятельства. Поэтому развитая рыночная экономика – это общество робинзонов: общество одиноких индивидов, не отягощенных партнерством, браком, детьми. «Идеальный рынок – безбрачное, бессемейное, бездетное общество. Поэтому все социальные учения XIX– XX вв. предсказывали скорое исчезновение семьи. В основу прогноза были положены следующие тенденции, действие которых обнаружилось еще в XVIII в., но наиболее полное выражение они получили к концу ХХ века.

Резкое падение количества заключаемых браков. «Семья воюет, а одинокий горюет» – гласила русская пословица. Однако на современном этапе все большее количество молодых людей предпочитают напряженным отношениям в семье свободное плавание с периодическими и кратковременными пристанями-партнерствами. Так, в настоящее время во Франции только 25% женщин до 35 лет состоит в зарегистрированном браке. Число заключаемых браков в России, начиная с 90-х годов, с каждым годом снижается.

Снижение брачности связано, в первую очередь, с откладыванием браков. Откладывание браков не сопровождается откладыванием начала сексуальных отношений, уменьшением сексуальных добрачных контактов, что неизбежно ведет к росту числа абортов, особенно при первой беременности, увеличению числа случаев вторичного бесплодия, внебрачных рождений и отказов от рожденных детей.

Увеличение числа одиночек. В Париже зарегистрировано больше холостяцких семей (один взрослый), чем супружеских пар. Старение населения приводит к увеличению количества вдовцов и особенно вдов. Растет число молодых людей, живущих в одиночестве, и женщин, которые должны и хотят одни воспитывать детей. Общественное содействие и предоставление различных пособий на малолетних детей позволяет жить одному или в одиночку воспитывать детей. Известный американский социолог Элвин Тоффлер в своей книге «Третья Волна», посвященной изменениям, которые происходят в обществе в связи с переходом к информационной стадии его развития, утверждает, что большинство населения США, где «третья волна» уже продвинулась дальше всего, живут вне рамок классической нуклеарной семьи. Тоффлер утверждает, что «мы стали свидетелями демографического взрыва одиночек – людей, которые проживают одни, вне семьи. С 1970 по 1978 год число людей в возрасте от 14 до 34 лет, проживающих в одиночестве, утроилось. На сегодняшний день
(1999 год) пятая часть населения США живет в одиночестве»[51].

Снижение детности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста (25–55 лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь треть бездетны. Из остальных подавляющее большинство – однодетные семьи. С 1991 года в России смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 года рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность – 16,2 чел. Россия, наряду с Испанией и Италией, возглавляет ныне список индустриально развитых стран со сверхнизкой рождаемостью, т.е. с таким ее уровнем, который намного ниже порога простого воспроизводства населения (2,1 ребенка в среднем на одну женщину за всю жизнь).
В России этот индекс в 1997 г. составил 1,23 ребенка (для сравнения: в Англии и Франции 1,7; Швеции – 1,6; Германии – 1,3; Италии –1,24; Испании – 1,15; в США и Канаде, изначально ориентированных на иммиграцию, – соответственно 2,0 и 1,6). На сегодняшний день естественная убыль населения в России составляет один миллион человек в год, при этом ежегодно в России осуществляется два миллиона абортов[52]. Идет процесс тотальной депопуляции населения. Россия может стать 100-миллионной через 30 лет, и только резкий приток мигрантов в страну способен остановить убыль численности, но не депопуляцию коренного населения. В Беларуси положение немногим лучше. В 2003 году в Беларуси родилось 88,5 тысячи детей и было сделано 80,2 тысячи абортов (а в 1995 году абортов было сделано 193,3 тысячи, а родилось 101,1 тысячи детей). Необходимо переломить отрицательную тенденцию и создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, СМИ, общественное мнение, общественные организации. Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности, формирования личной психологической готовности к браку, воспитание культуры межличностных отношений, формирования культуры половых отношений, правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, установку на компромиссы, терпеливое и уважительное отношение друг к другу, ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой успешной семьи.

Формируется культура бездетности. Растет число тех, кто осознанно выбирает «бездетный» образ жизни. Все больше появляется пар, которые навсегда остаются бездетными не потому, что не могут иметь детей из-за каких-то заболеваний, а потому, что не желают их иметь, чтобы не осложнять себе жизнь. У них нет вообще потребности в детях и в самом браке. Наблюдается массовый сдвиг от семей, «сосредоточенных на детях», к семьям, «сосредоточенным на взрослых». До сих пор такой тип семей ни в одной стране не стал основным, иначе их население вымерло бы за очень короткие сроки или полностью заместилось иммигрантами. Сейчас возникают различные организации для поддержки бездетной жизни. В США возникла Национальное движение за деторождение по желанию, чтобы защитить права бездетных и сражаться с пропагандой рождаемости. Национальная ассоциация бездетных создана в Великобритании[53].

Люди все чаще разводятся. В России проблема разводов на сегодняшний день стоит наиболее остро, ведь по количеству разводов она занимает первое место в мире. В 1994 году на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%, значительно превысив число заключенных браков. В 1999 г. в России на 1000 заключаемых браков пришлось 623 развода. В Японии, на 100 браков сегодня приходится
24 развода. В США из 100 браков распадаются 55. Во Франции на
100 браков фиксируется 32 развода. Разведенные все реже вступают в брак повторно[54]. В России 80-х гг. пьянство и алкоголизм мужа являлись основным мотивом развода примерно в половине бракоразводных дел, прежде всего у рабочих. У служащих эта причина стоит на втором месте. С алкоголем в России связано около трети всех смертей: 72,2% убийств, 42,1% самоубийств совершаются под воздействием алкоголя. Алкоголем вызваны 67,6% циррозов печени, 60,1% панкреатитов, 23,2% сердечно-сосудистых заболеваний[55]. 2/3 жен больных алкоголизмом обнаруживали те или иные признаки нервных расстройств, причем 1/3 из них нуждалась в госпитализации. У детей алкоголиков распространено косоглазие, недержание мочи, судорожный синдром, невротические реакции. С пьянством связаны рост непроизводительных затрат и снижение уровня жизни, снижение мужской потенции, психогенная фригидность у жены. Согласно данным ВОЗ, в России на душу населения в 2001 году потреблялось 10,7 л чистого спирта в год[56], однако на самом деле этот показатель должен быть выше, поскольку учитывались только легальные продажи алкоголя. Огромная доля теневого рынка алкогольных напитков, самогона и прочих суррогатов с трудом поддается исчислению. Один литр чистого спирта – это 5 пол-литровых бутылок водки, 20 бутылок
10-градусного вина или 50 бутылок 4-градусного пива.

Мотивы алкогольного поведения во многом семейного происхождения: стремление к взрослости у юношей, тяжелые условия труда у низкоквалифицированных работников, личные проблемы (одиночество, депрессивные состояния, неудачный брак, семейные конфликты).

Второй по значимости мотив – несходство характеров. Его чаще называют мужчины. По инициативе мужей наблюдается 44% таких разводов, по инициативе жен – 21%. Разводы по данному мотиву возрастают с ростом продолжительности брака и повышением статуса супругов.

На третьем месте находятся разводы из-за супружеских измен и наличия другой семьи. Данный мотив присутствует всего в 51% бракоразводных дел по инициативе мужчин и 28% по инициативе жен. Узнав о супружеской неверности, подают на развод 95% мужей и только 30% жен. Для развода иногда достаточно одного подозрения в возможной измене жены. В Сербии в XIX в. муж имел право прогнать жену, которая провела ночь вне дома. По закону штата Кентукки муж может потребовать развода, если его жену видели в пивном баре. Увеличение количества разводов по этой причине объясняется еще и безнаказанность при нарушении супружеской верности. Государство сняло с себя ответственность и больше не контролирует и не наказывает за нарушение супружеской верности. К примеру, до 1904 года в Российский империи виновный в прелюбодеянии в случае развода осуждался на вечное безбрачие. После 1904 года было предоставлено право вторичного вступления в брак, но только раз и после семилетней церковной епитимьи (Определение Святого синода от 10 марта 1904 г.)

Мотивами социально-экономического происхождения объясняется 20% разводов по инициативе мужей и 12% по инициативе жен.

Резкая диспропорция численности полов в структуре населения способствует общему росту уровня разводимости. Большое количество свободных женщин и мужчин создает иллюзию быстрого поиска нового подходящего партнера в случае развода. Длительное предшествующее браку знакомство снижает вероятность расторжения брака. Браки, стимулированные добрачным зачатием, расторгаются чаще.

Максимум разводимости приходится на первые 5–10 лет брака и затем медленно снижается. Частота разводов максимальна между 20–24 годами (33,6 у женщин и 30,7 у мужчин на 1000 человек в России в 1989 г.) и затем снижается. Максимальная разводимость у женщин наблюдается в более молодом возрасте, чем у мужчин. Большая разница в возрасте супругов повышает вероятность расторжения брака: менее прочны браки, в которых муж моложе жены. Развод может быть вызван влиянием родителей одного из супругов, разводом родителей одного из супругов, проблемами из-за совместного проживания с родителями на их жилплощади.

Бездетные супружеские пары распадаются чаще, чем пары с детьми, а интенсивность разводимости среди однодетных супружеских пар выше, чем среди двухдетных. Если доля бездетных браков среди всех браков составляет 5–10%, то в мусульманских странах среди общего числа расторгнутых браков эта доля достигает 80% (во Франции – 24%).

Возможность развода заставляет супругов воздерживаться от деторождения, хотя иногда рождение ребенка мотивируется надеждой укрепить семью. В общем числе расторгаемых браков: бездетные – 35%, с одним ребенком – 46%. При наличии детей более инициативны в разводе женщины, при бездетности – мужчины. Большая часть расторжений брака происходит по инициативе женщин. Среди высокооплачиваемых служащих более инициативны мужчины, так как они чаще становятся жертвами охотниц за высоким материальным положением, которых не останавливает наличие у избранника законной супруги.

Последствия развода.В течение года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30% (психические и кожные заболевания, мочеполовые расстройства, головные боли). Мужчины переносят развод болезненнее, чем женщины. Статистика самоубийств у мужчин после развода намного превышает женскую.

Большинство мужчин более социально-психологически изолированы и уязвимы, чем женщины, поскольку они имеют меньше друзей. Часть мужчин впадает в отчаяние, когда женщина разрушает брак против их желания. Мужчина, как правило, возражает против развода из-за того, что вместе с женой уходят и дети. Мужчина после развода продолжает чувствовать себя отцом, но не всегда находит понимание в обществе. Сейчас только 20% мужчин прекращают контакты со своими детьми после развода (10 лет назад – 40%).

Если дети еще маленькие (не старше 2–3 лет), прошлая жизнь, вероятно, не окажет на них сильного влияния. Дети в возрасте
3,5–6 лет переносят развод родителей очень травматично и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6–10 лет может испытывать злость, долго не проходящую обиду. В 10–11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Если дети взрослые, развод их может вообще не интересовать.

Но из двух зол выбирают меньшее. Наблюдения за детьми к концу второго года после развода показали, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились.

Для ребенка семья – предыстория его существования. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей переживания меняются от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей. Часто они вынуждены жить не с тем родителем, чью сторону они занимали. Мать может воспринимать своих детей как символ боли и обиды.

Многие дети часто не общаются со своими отцами, женившимися повторно, потому что они и их новые семьи не готовы включить старших детей в семью. Прежней жене нелегко пойти на то, чтобы дети посещали новую семью своего отца, ей не хочется делить их с другой женщиной. Но ушедший родитель постоянно присутствует в душе ребенка. Необходимо выделить психологическое пространство для бывшего супруга – родителя ребенка. Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его по-прежнему любят оба родителя.

Повторный брак. Демографические факторы повторной брачности разнообразны. В СССР в 70-е гг. интервал между прекращением первого брака и вступлением во второй в среднем составлял 5,5 года. Через 10 лет после прекращения первого брака вступают в повторный примерно 3/4 тех, чей брак распался в возрасте до 25 лет, немногим более половины прекративших его в возрасте 25–29 лет и только
1/3 прекративших первый брак в возрасте 30–39 лет. Чем больше детей родили женщины, тем труднее им после развода создать новую семью. В течение 10 лет после прекращения первого брака вновь создают семью около половины бездетных женщин и лишь примерно четвертая часть женщин родивших в первом браке двоих и более детей, а после 20 лет – соответственно около 60 и 34%.

Средняя продолжительность повторных браков существенно ниже, чем первых. Женщина более успешно использует прежний опыт в новом браке, и его устойчивость становится все более высокой.

Таким образом, показателями кризисного состояния современной семьи являются такие тенденции, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей – 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; появление феномена социального сиротства, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Есть ли выход из этой ситуации, или общество должно смириться с «кончиной семьи»? Можно ли преломить эти отрицательные тенденции или мы бессильны перед «вызовом времени»? В последнее время в России возлагаются большие надежды на недавно принятые решения о предоставлении женщинам, родившим второго и последующих детей после 1 января 2007 г., первичного материнского капитала в 250 тыс. рублей. Данную сумму можно будет расходовать после достижения ребенком трех лет и только по целевому назначению – на приобретение жилья с помощью ипотеки и других схем кредитования, на оплату образования детей и на увеличение будущей пенсии самой матери. Несмотря на относительно большой размер этой суммы по сравнению со всеми ранее существовавшими единовременными и ежемесячными пособиями на детей, эта мера демографической политики основана на той же концепции, что и все другие меры, ранее принятые как в России, так и в нашей стране, и в любом другом государстве, которое пыталось материально облегчить содержание детей. Предполагается, что основная причина низкой рождаемости – это плохие материальные и жилищные условия жизни семей, и, если улучшить эти условия, то рождаемость непременно повысится. Демографам и социологам известно, что высокая рождаемость имеет место в бедных странах, а низкая – в самых богатых странах и что экономический подъем отнюдь не ведет к повышению рождаемости.

Среднедетная семья не может стать преобладающим типом семьи при нынешнем отношении населения к браку и разводу, при современных тенденциях в нуклеаризации семей, при существующем характере отношений между поколениями. Нельзя повысить рождаемость только пособиями на детей без изменения отношения общества к семейным проблемам. Разве сами семьи считают проблемой свою массовую однодетность? Однако при нынешнем уровне смертности 30% сыновей и 12% дочерей умирают раньше, чем их матери[57]. Средний возраст этих умерших близок к 40 годам. Родители, решая ограничиться одним ребенком, обычно не думают о том, что могут из-за его преждевременной смерти вновь стать бездетными уже в пожилом возрасте. Но если в сообщениях о несчастных случаях, которыми сейчас пестрит пресса, всегда будет указываться семейное положение жертв, многие поймут, что иметь одного ребенка – это слишком мало. Редко какая женщина решится иметь нескольких детей, зная, что муж всегда может бросить ее с детьми под любым предлогом. Общественное мнение должно признавать уважительными причинами для развода только неспособность или нежелание одного из супругов вести нормальную семейную жизнь (бесплодие, импотенцию, неверность, пьянство, отсутствие заботы о другом супруге и детях, грубое, жестокое и скандальное обращение с ними и т.п.). Расторгающие брак по иным причинам должны рассматриваться судом и общественным мнением как виновники развода. Споры о разделе жилья и другого имущества следует решать в пользу невиновной стороны. Если развода требовала жена, а муж не давал поводов к этому своим поведением и просит суд, чтобы детей передали на воспитание ему, почему надо считать, что им будет хуже с отцом, чем с такой матерью? Следует иметь в виду, что ужесточение бракоразводного законодательства и введение санкций для виновников распада семьи без изменения отношения общественного мнения к разводам приведет лишь к еще более широкому распространению внебрачных сожительств, чем это имеет место сейчас. Общество должно критически относиться к здоровым мужчинам и женщинам средних возрастов, никогда не состоявшим в браке и не имеющим детей. Следует создать во всей стране государственную службу содействия вступлению в брак с небольшой платой за консультации, посещение вечеров знакомств, публикацию брачных объявлений, пользование картотеками и компьютерным подбором женихов и невест. При этом не должны допускаться брачные аферы и другие злоупотребления. Эффективность такой службы надо оценивать не доходами, а числом устроенных с ее помощью браков. Следует сформировать общественное мнение, осуждающее детей, которые бросают своих пожилых родителей на произвол судьбы или сдают их в дома престарелых. Иначе исчезнет один из главных стимулов к рождению детей: они перестанут быть гарантией от одинокой старости. Разумеется, в наше время практически все женатые дети желают отделиться, да и сами родители, если они в состоянии сами себя обслуживать, обычно тоже не хотят жить вместе с зятьями и невестками. Однако общественное мнение и законы должны способствовать сохранению тесных родственных отношений между поколениями и при раздельном проживании. Поскольку во многих российских семьях бабушка играет роль матери, это фактическое положение дел следует закрепить законодательно. Время ухода за внуками, так же, как и за детьми должно засчитываться в трудовой стаж. Бабушкам, имеющим много внуков, надо разрешить досрочный выход на пенсию без уменьшения ее размера. Возможно, имеет смысл предоставить детям, которые жили вместе с родителями, преимущества перед детьми, живущими отдельно, при наследовании домов, квартир, дач, земельных участков. Если все дети живут отдельно, но кто-то из них близко от родителей, а кто-то – за сотни верст, то преимущества должны иметь первые. Разумеется, лишь тогда, когда сами родители не распорядились иначе в своих завещаниях. В судебных делах о разделе наследства следует учитывать то, кто из детей заботился о родителях, а кто – нет. Для этого потребуется ввести изменения в законы о наследовании. Общественному мнению надо лучше относиться к женщинам, избравшим для себя «карьеру» матери нескольких детей и домохозяйки. Государство должно дать им остаться в этой социальной роли на долгий срок, в некоторых случаях – до пенсии, предоставляя значительные денежные пособия и социальные гарантии. От матери трех детей, занятой домашним трудом, стране не меньше пользы, чем от иной однодетной женщины, работающей в госконторе. Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, только тогда достигнет своих целей, когда она будет сопровождаться эффективной семейной политикой, направленной на укрепление брака, усиление связи и взаимопомощи между поколениями, а также повышение престижа домашнего хозяйства. Разумеется, это не означает возврата к домостроевским порядкам, например к устройству браков родителями или восстановлению их права «вето» на брак детей. В истории ничего не повторяется в точности, развитие идет по спирали. Задача демографии, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции и других наук состоит в том, чтобы найти способы обеспечить восстановление некоторых типов традиционных семейных отношений в современных условиях на новом витке спирали. Если эта задача будет успешно решена, спираль выведет нашу страну и другие страны с низкой рождаемостью из демографического тупика, позволит вернуть людям вкус к жизни, ощутить свою нужность и востребованность и обществом, и семьей.


Лекция 7







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 611. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.063 сек.) русская версия | украинская версия