Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сорокин П. о социальной структуре и социальной мобильности




Социальная структура общества отличается динамикой (подвижностью), которая связана с социальной активностью индивидов. «Социальная активность – общая интегративная характеристика внутренних возможностей субъекта в осуществлении деятельности, направленной на поддержание и развитие социальной целостности» . Результатом активности, направленной на движение, развитие индивида в структуре общественной организации является социальная мобильность.

П. Сорокин процесс социальной мобильности определял как переход индивида, социального объекта, ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной позиции к другой .

«Социальная мобильность – это изменение человеком (группой) своего статуса в социальной структуре общества в связи с переходом из одного класса (слоя) в другой или перемещением внутри него»

Прежде всего П. Сорокин выделил два основных типа социальной мобильности — горизонтальную и вертикальную. Примерами горизонтальной мобильности могут служить перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, переход из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую (с сохранением при этом своего профессионального статуса). В каждом из этих примеров речь идет о переходе индивида в группу, расположенную на том же самом социальном уровне. При вертикальной мобильности индивид или даже группа перемещаются в другой социальный пласт (этаж)

16.Русская социология 19 – начала 20 веков (общая характеристика)

Предпосылки появления в России новой науки были связаны в первую очередь с капиталистическим путем развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии

Социогеографическое направление

представлено именами Л. И. Мечникова (1838–1888) и А. П. Щапова (1831–1876). Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Органическую школу

представляют Е. В. Де Роберти (1843–1915), А. И. Стронин (1827–1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903), Я. А. Новиков (1830–1912). Де Роберти выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).

Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению.

Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам.

Марксистская школа

в социологии представлена М. И. Туган-Барановским (1865–1919), А. А. Богдановым (1873–1928), Г. В. Плехановым (1856–1918), В. И. Лениным (1870–1924), отчасти – П. Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаковым (1871–1944) и Н. А. Бердяевым (1874–1948).

Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа,

наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Н. К. Михайловский (1842–1904), И. И. Кареев (1850–1931).

Михайловскому принадлежит идея о свободном выборе «идеала», которая обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 478. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия