Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специалиста социально-культурной деятельности




Проблема профессионального мастерства специалистов соци­ально-культурной сферы вызывает пристальный интерес как у практи­ков, так и у теоретиков-исследователей социально-культурной дея­тельности.

Объясняется это тем, что специалист, работающий в социо-культурной сфере, должен обладать высоким уровнем образования, специальными навыками и умениями, организаторскими способно­стями, способностями к публичной творческой деятельности.

Меняются современные критерии готовности к профессио­нальной деятельности, требования к отбору специалистов при уст­ройстве на работу - он должен быть юридически грамотным, вла­деть экономическими знаниями, поскольку социально-культурная сфера носит как некоммерческий, так и коммерческий характер.

Такой специалист должен быть готов к постоянной работе над повышением собственного профессионального уровня, уметь регу­лировать и координировать деятельность коллектива, быть комму­никабельным, любить людей, трансформировать их потребности в социально-культурной деятельности, возвышая их до достойного духовного уровня.

Современный период социально-культурной деятельности характеризуется расширением номенклатуры специальностей и специализаций в отрасли, соединяющих в себе творческое, коммер­ческое, духовно-нравственное начала. Появляются новые специаль­ности, возрождаются, казалось бы, давно забытые профессии в сфе­ре управления культурой:

- музыкальный продюсер;

- персональный менеджер;

- импресарио, или промоутер;

- агент, работающий с профессиональными актерами, ре­жиссерами, художниками, топ-моделями и т.д.;

- продакшн-менеджер, или заведующий постановочной частью;

- куратор выставки;

- владелец галереи;

- кинопродюсер;

- менеджер проекта;

- продюсер культурно-досуговых программ;

- арт-менеджер и др.;

- технолог социально-культурной деятельности.

Специалист, работающий сегодня в социально-культурной сфере - личность разноплановая. Он должен сочетать в себе качест­ва руководителя, экономиста, организатора, управленца, творца, социального работника, педагога, психолога, рекламиста, специали­ста по связям с общественностью и т.д. и т. п. О таком можно ска­зать, что это Богом отмеченная личность.

Какими же профессиональными знаниями, навыками и уме­ниями должен обладать такой специалист? Какие качества личности необходимы для подобной деятельности?

До недавнего времени предполагалось, что качества руково­дителя и творческого человека являются в большей мере врожден­ными, а не приобретенными.

Изучая личностные качества известных управленцев, психо­логи Лондонской школы бизнеса пришли к выводу, что наибольше­го успеха достигает та личность, которая отвечает следующим ха­рактеристикам:

- является первым ребенком в семье;

- имеет ярко выраженное желание достичь жизненного успе­ха и серьезно относится к строительству своей карьеры;

- обладает мощной жизненной энергией, не разочаровывает­ся при временных неудачах, сопротивляется возникающим пробле­мам;

- обладает способностью к долгосрочным прогнозам;

- очень целеустремленна;

- социально и политически активна;

- интровертна;

- мало зависима от обстоятельств и области деятельности;

- обладает способностью определять приоритеты в деятель­ности.

Среди важных качеств личности можно отметить и такие, как:

- способность работать с «большим кругом людей»;

- умение брать ответственность за выполнение важных задач;

- стремление к достижению значительных целей. Исследование профессиограммы менеджера социально-культурной сферы, проведенное С.А. Касаткиной в Московском государственном университете культуры и искусств, позволило ей сформулировать и систематизировать профессиональные умения и личностные качества специалиста.

Такой специалист должен обладать следующими способно­стями, навыками и умениями;

- способностями стратегического и системного мышления;

- организаторскими умениями;

- педагогическими умениями;

- социально-психологическими навыками;

- хорошим здоровьем и умением его сохранять;

- практическим опытом работы.

По мнению опрошенных студентов и выпускников МГУКИ, менеджеру необходимы знания: экономики, юриспруденции, пси­хологии, культурологии, социальной политики и др.

 

В сфере менеджмента опрошенные считают необходимой компетентность:

- в области стратегии и тактики объектов управления в своем секторе рынка (система организаций, смежных фирмах, партнерах, конкурентах, потребителях, подчиненных);

- в методах управления (экономические, финансовые, соци­ально-психологические);

- в области структуры управления (технологические цепоч­ки, организационная структура, оборотные и основные финансовые средства, принципы логистики);

- в области ресурсов (материальные, финансовые, кадровые);

- в области норм и нормативов (финансовые, правовые, та­моженные, экологические, безопасности труда и др.).

Среди личностных качеств будущие специалисты выделили следующие:

- ответственность;

- целеустремленность;

- инициативность;

- способность к нововведениям;

- работоспособность;

- настойчивость;

- дисциплинированность;

- терпение и такт.

 

Современное поколение менеджеров, работающих в социаль­но-культурной сфере, отличают не только развитые личностные качества и организационные способности, но и высокая мобиль­ность, обширные личные контакты, сильная харизма, умение убеж­дать и вести за собой. Поколение современных управленцев в сфере культуры должно овладеть азами психологии победителя. И вряд ли это могут быть лишь врожденные данные; их настойчивое воспита­ние открывает путь к любимой профессии целому отряду людей одаренных, но не имеющих ярко выраженных качеств лидера.

Большинство исследователей-психологов и педагогов пола­гают, что профессионально значимые качества можно развить пу­тем целенаправленной работы по самовоспитанию и в ходе профес­сионального обучения.

Рассматривая показатели профессиональной компетентности социокультурного менеджера, авторы учебного пособия «Введение в социокультурный менеджмент» предлагают понимать эту компе­тентность как концептуальную основу профессиональной управ­ленческой деятельности и сводят ее к следующей схеме.

 

 

 

Если профессиограмма менеджера социально-культурной деятельности разработана в достаточной степени, то профессио­грамма социокультурного технолога находится в процессе станов­ления. Ему не в меньшей степени, чем менеджеру, необходимо об­ладать знаниями, умениями и навыками управленца, но есть и су­щественные отличия, которые проявляются на уровне освоения знаний, в видах деятельности, умениях и навыках, профессиональ­ном мастерстве.

Методологические знания в понимании общих принципов по­знания социально-экономических и политических явлений и про­цессов, происходящих в обществе, являются для тех и других базо­выми, но теоретические и технологические знания имеют некото­рые отличия.

Теоретические знания, которыми должен обладать технолог, работающий в социально-культурной сфере, должны строиться на знании:

- конкретных управленческих и технологических моделей формирования коллектива и личности;

- механизмов общественно-психологических явлений и пу­тей их формирования;

- психологии, индивидуально-психологических и возрас­тных особенностей личности;

- психологических основ обучения и воспитания;

- педагогических закономерностей организации этих про­цессов в условиях свободного времени и неформальных отношений.

Технологические знания включают в себя знание видов про­фессиональной деятельности: педагогической, художественно-творческой, организаторской, управленческой; знание основных способов, форм, методов этой деятельности.

Отличия проявляются и в навыках и умениях, необходимых технологу в профессиональной деятельности. Ему необходимы на­выки и умения:

- управления системой отношений, общения, организации обучения, воспитания и развития личности и коллектива;

- управления самовоспитанием и саморазвитием личности:

- управления собственным развитием, собственным психи­ческим состоянием, совершенствования профессиональной культу­ры и мастерства.

Особое место в обучении технолога отводится владению кон­кретными методиками и технологиями, освоению навыков работы с различными категориями населения, социальными и возрастными группами, умению применять конкретные формы и методы работы в конкретной ситуации, включая индивидуальные, групповые, мас­совые.

Профессиональные знания, умения и навыки технолога соци­ально-культурной сферы являются начальной школой, своеобраз­ной базой становления профессионального мастерства специалиста.

Профессор Н.К. Бакланова в учебном пособии «Профессио­нальное мастерство специалиста культуры» определяет объектив­ные и субъективные факторы, влияющие на становление профес­сионального мастерства. Она обращает внимание на то, что профес­сиональное мастерство представляет собой систему знаний, умений, навыков и профессионально важных психических свойств и качеств личности, отвечающих требованиям профессионализма и необхо­димых для становления мастерства.

Выделяются три группы объективных знаний, умений и на­выков: организационно-педагогические (технологические), соци­ально-психологические и психолого-педагогические.

Субъективные факторы включают качества, характеризую­щие индивидуальность личности, уникальность ее мастерства. К ним можно отнести:

- характер интересов специалиста, определяющий систему его ценностных ориентации;

- степень развития способностей, психических свойств, ка­честв, особенностей познавательной, эмоциональной и волевой сферы;

- уровень освоения профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность интересов личности нахо­дит отражение в адекватном понимании и принятии целей и задач профессиональной деятельности, наличии сформированных про­фессиональных мотивов, устойчивых предпочтений, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, установок, относящихся к избранной профессии.

Другая группа качеств, являющихся необходимым условием становления мастерства, базируется на развитии мыслительных процессов, проявляющихся в нахождении решения управленческих, организационных, творческих задач.

Следующая группа качеств, необходимых для становления профессионального мастерства специалиста, основана на развитии профессионального самосознания. Они проявляются в осознании личностью самой себя в профессиональной деятельности во всем многообразии своих профессиональных качеств, возможностей, способностей. Мастерство специалиста не является чем-то застывшим и не подверженным изменениям, а в зависимости от развития перечис­ленных ниже качеств изменяется, совершенствуясь или деградируя, переходя с одного уровня на другой.

Представляет интерес исследование деятельности режиссеров детских праздников, проведенное Г.П. Черным, который выявил три уровня мастерства специалистов, работающих в этой отрасли.

 

 

 

 

 

Представленные в таблице материалы показывают достаточно значительный разброс характеристик уровней мастерства. И если высокому уровню присущи активная деятельность, интерес к своей работе, сочетание профессиональных знаний, умений и навыков, то на низком уровне специалист малоактивен, безынициативен, не об­ладает глубокими профессиональными знаниями, умениями и на­выками.

 

Можно сделать следующие выводы о факторах, влияющих на формирование профессионального мастерства технологов социаль­но-культурной сферы:

1. Профессиональное мастерство проявляется в социально-культурной деятельности.

2. Основы профессионального мастерства можно формиро­вать в процессе обучения.

3. Формирование профессионального мастерства прямо про­порционально творческой активности, деятельности и самостоя­тельности будущего специалиста.

4. Мастерство характеризуется высоким уровнем развития специальных обобщенных умений.

5. Мастерство основано на качествах личности, обеспечи­вающих успешную профессиональную деятельность.

6. Мастерство специалиста находится в постоянном разви­тии, переходя из одного качественного состояния в другое.

 

Однако профессионализм специалиста является лишь основой успешной творческой деятельности. Это относится ко всем творче­ским профессиям, в том числе и к технологу социально-культурной деятельности.

Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов рассматривал творчество как важнейший элемент мастерства: «Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура труда че­ловека и его профессиональное мастерство. Но на этом профессио­нальное мастерство не исчерпывается. Необходима его составляю­щая — творчество, которое проявляется в творческом мышлении».

 

Уместно вспомнить высказывание известного музыкального исследователя-педагога В.Г. Ражникова о соотношении профессио­нализма и творчества. Он отмечает: «Профессионализм - это обес­печенный средствами тыл художника, его основа и опора... Про­фессионализм по преимуществу деятельность нетворческая, потому что не имеет отношения к новому, неизвестному. Чтобы стать про­фессионалом, надо укрепиться в уже известном способе... Многое в профессионализме уже известно, потому что уже было, встречалось у всех, кто через известный прием чего-то достиг. Суть творчества, его сердцевину составляют неформализуемые принципиально явле­ния - индукция, вдохновение, предвидение, новизна... Профессио­нализм замечательно полезен как подготовка к творчеству».

Творчество пронизывает все сферы деятельности специали­ста-технолога. Философский словарь предлагает следующее опре­деление творческой деятельности: «...это активная и осознанная деятельность, направленная на познание и преобразование действи­тельности, создающая новые оригинальные, никогда ранее не суще­ствовавшие произведения. Она порождает нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комби­наций знаний, умений, продуктов».

Имеющее много общего с менеджерской, педагогической, ху­дожественной деятельностью, мастерство технолога вбирает в себя «качественный уровень профессиональной деятельности», вклю­чающий высокий уровень профессиональных знаний, умений и на­выков, что является показателем профессиональной подготовленно­сти специалиста.

 

 

Формирование творческих возможностей специалиста соци­ально-культурной сферы становится одной из актуальных задач в XXI веке. Разработка высокоэффективных способов ее решения предполагает, с одной стороны, использование новых психолого-педагогических представлений о творческой личности, а с другой -все более активное применение новых средств построения образо­вательных моделей в процессе формирования креативной личности.

Творческие способности технолога проявляются в его стрем­лении к самораскрытию и самореализации, независимости, ориги­нальности и гибкости суждений и умозаключений, в стремлении к исследованию, в отсутствии стереотипов восприятия и мышления, в проявлении активности и инициативы.

Несмотря на то, что творческие способности часто относят к сфере искусства, они могут проявить себя в любом деле, в разнооб­разных видах человеческой деятельности, в том числе и в специ­альных, облаченных в художественно-образные формы отражениях действительности.

 

К общим способностям относят такие, которые выражаются в специфических человеческих качествах - восприятии, представле­нии, воображении, мышлении. Эти качества проявляются в разра­ботке концептуальной основы проекта или программы, крупных масштабных или локальных форм СКД, они способствуют форму­лированию основной идеи, целей и задач, направленных на созда­ние смыслового художественного образа.

Специальные способности предполагают наличие особых ка­честв и свойств личности, которые ей необходимы в профессио­нальной деятельности (в одном из видов искусств или другой сфе­ре). Например, в культурно-досуговой деятельности специальные способности включают в себя: быстроту и гибкость мышления, раз­витое эстетическое чувство, умение понимать и ценить прекрасное, образно-эмоциональную память, богатое воображение, интуицию, способность рождать оригинальные идеи, создавать нечто новое в профессиональной деятельности в сфере менеджмента или техноло­гического проектирования (сценарий, проект, программу или дру­гие формы), способность к риску и т.д.

Специфические узкопрофессиональные способности предпо­лагают конкретную управленческую, организаторскую, исполни­тельскую деятельность по организации себя, творческих коллекти­вов, органов управления, предполагающую реализацию творческих идей, создание стабильных отношений с окружающими, предвиде­ние и разработку перспектив развития отрасли.

Успешное развитие творческих способностей специалиста-технолога во многом определяется использованием в процессе под­готовки кадров новых обучающих моделей различной степени обобщенности, развивающих общепсихологические и специальные качества творческой личности.

Изучая психологию художественного творчества, известный отечественный психолог П.М. Якобсон выделяет несколько этапов творческого процесса:

- появление замысла, обусловленное потребностью в творче­ской деятельности и сопровождающееся состоянием вдохновения;

- разработка замысла, заключающаяся в поисках путей его образного решения, конкретизация отдельных фрагментов, эпизо­дов, сцен (у технолога - элементов проекта, программы, сценария, сценарного плана), что обусловлено индивидуально-творческими особенностями личности создателя (его воображением, эмоцио­нальностью, наблюдательностью, памятью, богатством жизненных впечатлений, общей культурой);

- реализация замысла представляет собой наиболее длитель­ный этап, где требуются значительные волевые усилия, работа во­ображения, логичность, ясность и четкость мышления, эмоциональ­ное напряжение;

- доработка произведения, облеченного в конкретную фор­му, включающую шлифовку, корректировку технических и художе­ственных решений.

Социально-культурная деятельность как сфера, где трудится социокультурный технолог, образует системное единство пяти ви­дов человеческой деятельности: преобразовательной, познаватель­ной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и художествен­ной. Все виды деятельности в творческом процессе сливаются во­едино, вбирая в себя и такие подвиды, как игровая, воспитательная, социально-преобразующая деятельность. Их связь органически вплетается в коммуникативные процессы и общественно-групповые отношения, как слово, танец, музыка, игра, изображение сливаются в единое произведение - проект, сценарий, программу.

Творческий процесс не является синонимом деятельности, поскольку она может быть и нетворческой, исполнительской, ре­продуктивной, механически однообразной.

В творческой деятельности возникают новые, небывалые ма­териальные и духовные ценности. А такое становится возможным только благодаря тому, что в процессе творчества обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности челове­ческой личности - разум, воображение, эмоции, воля. 1 Творчество в преобразовательной деятельности социокуль-турного технолога опирается на познание, оно немыслимо без ярко выраженной ценностной ориентации, общей культуры и общения.

С другой стороны, элементы творчества присутствуют и в по­знании мира, и в оценке его явлений, и в общении между людьми.

Творчество несет печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время результаты творчества социально зна­чимы.

Лишь тогда творческая деятельность социально-культурного технолога целесообразна, когда он стремится реализовать какую-нибудь цель. Но цели могут быть поставлены по-разному. Чем бо­лее широки, глубоки, человечны, социально важны цели, тем в большей степени творческая деятельность приобретает социальную и эстетическую ценность. И здесь включаются высшие духовные способности специалиста, поскольку цели определяются им по ре­зультатам объективного познания мира и осознания своих потреб­ностей.

Деятельность профессионала-технолога, направленная на достижение поставленной цели, предполагает владение секретами этой деятельности, добытыми практикой многих людей, множества поколений и передаваемых друг другу в процессе обучения, науче­ния, общения. Но она включает и индивидуальные умения, мастер­ство, искусность (искусство педагога, искусство сценариста, искус­ство постановщика).

Подводя итоги рассмотрения профессиональных ценностей и качеств личности технолога социально-культурной деятельности, можно предложить некую идеальную модель специалиста.

1. Технолог социокультурной сферы должен обладать широ­ким кругозором, быть знатоком мировой и национальной культуры, человеческих отношений, психологом и педагогом, стимулирую­щим действия коллег на повышение общекультурного уровня насе­ления и развитие духовного потенциала.

2. Технолог СКС - человек неравнодушный к боли каждого человека, «язвам» общества, умело расставляет акценты частных явлений, поднимая их на уровень социально значимого звучания и наоборот - общие социальные проблемы раскрывает через частные примеры обыденной жизни.

3. Технолог виртуозно владеет приемами, способами и мето­дами влияния на аудиторию, облекая их в яркую, адекватную целям и задачам форму.

4. Он обладает эмоционально-образной памятью, творческой фантазией и воображением, образным мышлением, ярко выражен­ной тягой к поиску нетривиальных, нестандартных путей решения назревших проблем, новых, оригинальных, действенных форм влияния на аудиторию.

5. Он широко использует социологические и другие исследо­вательские методы в разработке социокультурных проектов, обладает аналитическим мышлением, научно обоснованно формулируя «проблемное поле» конкретного социума.

6. Технолог СКС умеет «заразить» сотрудников своей идеей, отобрать необходимых людей для создания и осуществления проек­та, обоснованно доказать необходимость разработки творческого проекта и убедительно отстоять основные его позиции, привлечь к деятельности широкую общественность. Виртуозно владеет секре­тами коммуникативной культуры, приветлив, доброжелателен и уважителен с людьми.

7. Он умеет четко и образно сформулировать цели и задачи предстоящей акции для коллектива, работающего по ее осуществ­лению, принять своевременные решения, актуальные для конкрет­ного времени.

8. Он постоянно работает над повышением своего профес­сионального мастерства, культурного потенциала, совершенствует знания по технологии сотрудничества внутри коллектива и с ауди­торией.

9. Такой идеальный технолог в совершенстве владеет органи­зационно-управленческими технологиями, умеет наладить контакты с государственными, общественными и коммерческими (частными или акционерными обществами), привлечь людские, материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление разрабатываемого проекта, правильно спланировать, распределить задания и ответст­венность, осуществлять контроль над качеством выполнения зада­ний, выбрать адекватные формы поощрения или порицания.

10. Он обладает высокими нравственными принципами, спра­ведлив и объективен. Является примером ответственного отноше­ния к обязанностям, носителем корпоративной культуры, культуры управленческого труда, постоянно работает над совершенствовани­ем собственного имиджа и обучает этому других сотрудников и по­сетителей учреждения культуры.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что входит в понятие «профессиональная компетентность технолога СКД»?

2. Дайте характеристику менеджерской и технологической стороне деятельности технолога СКД. Как они между собой связаны?

3. Как вы понимаете профессиональное мастерство техноло­га СКД? Охарактеризуйте его уровни.

4. Как вы определите творческую направленность деятель­ности технолога СКД?

5. Перечислите профессиональные ценности и качества «иде­альной» личности модели технолога СКД и дайте им обоснование.

Литература

1. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учеб. пособие. М: МГУКИ, 2003.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.

3. Новикова Г.Н. Особенности формирования творческих спо­собностей специалиста культурно-досуговой деятельности // Инно­вационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2001.

4. Касаткина С.А. Основы профессиональной деятельности ме­неджера социокультурной сферы: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2001.

5. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Менеджмент шоу-бизнеса: Учебное пособие. М.: МГУК, 1997.

6. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.

7. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., 1971.

 

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 2215. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия