Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе

WHERE O.CUST_ID =C.CUST_ID);

Вывод:

CUST_NAME

SCOTTYS MARKET

SCHYLERS NOVELTIES

MARYS GIFT SHOP

В случае связанного подзапроса ссылка на таблицу главного запроса должна быть определена до начала выполнения подзапроса.

В следующем операторе этот запрос немного модифицирован, чтобы получить список всех заказчиков с соответствующим количеством заказанных товаров и иметь возможность проверить результаты предыдущего примера.

Ввод:

SELECT C.CUST_NAME, SUM(O.QTY)

FROM CUSTOMER_TBL С,

ORDERS_TBL О GROUP BY CUST_NAME;

Вывод:

CUSTJMAME SUM(O.QTY)

GAVINS PLACE 10

LESLIE GLEASON 1

MARYS GIFT SHOP 100

SCHYLERS NOVELTIES 25

SCOTTYS MARKET 20

WENDY WOLF 2

6 строк выбраны.

Ключевое слово GROUP BY здесь требуется потому, что по отношению ко второму столбцу используется итоговая функция SUM. Это позволяет подсчитать суммы для каждого из заказчиков В предыдущем примере ключевое слово GROUP BY не требовалось, поскольку там функция зим использовалась для суммирования всех результатов запроса, выполняемого для каждого конкретного заказчика.

Резюме

Попросту говоря, подзапрос представляет собой запрос, выполняемый в рамках другого запроса для задания дополнительных условий на выводимые данные. Подзапрос можно использовать в выражениях ключевых слов WHERE и HAVING. Подзапросы обычно используют в других запросах (операторах DQL — языка запросов к данным), но подзапросы можно использовать и в операторах DML (языка манипуляций данными) таких, как INSERT, UPDATE и DELETE. Все основные правила использования операторов языка манипуляций данными применимы и при использовании в них подзапросов.

Синтаксис подзапросов практически не отличается от синтаксиса обычного запроса, имеются лишь небольшие ограничения. Одним из таких ограничений является запрет на использование в подзапросах ключевого слова ORDER BY, однако, вместо него можно использовать ORDER BY, чем достигается практически тот же эффект. Подзапросы используются для размещения в запросах условий, точные данные для которых не известны, тем самым расширяя возможности и гибкость SQL.

ЛЕКЦИЯ № 6

Тема. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе

План

1.Цель, задачи, принципы обучения чтению.

2.Характеристика навыка полноценного чтения и основные ступени его развития.

3. Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.

4.Система обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева.

5.Обучение сознательному и выразительному чтению.

 

1.ЦЕЛЬ,ЗАДАЧИ,ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

 

Литературное чтение — комплексный раздел обучения русскому языку, обе­спечивающий полноценное литературное образование и формирование тех­ники чтения.

Цель обучения — знакомство с литературой и детской книгой, обеспечение общего и литературного развития, совершенствование навыка чтения, формиро­вание способов и приёмов работы над текстом и книгой, необходимой культуры коммуникации, реализации творческих способностей, гарантирующих возмож­ность осуществления самостоятельной квалифицированной читательской деятель­ности при переходе к изучению системного курса литературы в средних классах.

Задачи:

– совершенствование техники чтения учащихся вслух и молча (про себя); умения самостоятельно читать незнакомые, доступные по содержанию и форме, произведения (самостоятельное первое чтение), понимать логическое и образное содержание текста; уметь сопереживать, чутко реагировать на художественные достоинства произведения;

– целенаправленное развитие речевых и интеллектуальных умений в их сочетании при работе с текстом;

— воспитание культуры чтения, расширение читательского кругозора учащихся, формирование индивидуальных читательских интересов, устойчивого желания читать доступную возрасту литературу;

— формирование начальных знаний и умений литературоведческого характера; знаний об особенностях книги и других видах печатной продукции; об авторах популяр­ных детских книг;

— расширение, углубление знания об окружающем мире; формирование мировоззрения ребенка, активной жизненной позиции.

Системный курс литературного чтения начинается со второго года обучения.
Представленное в программе содержание работы с детской книгой обеспечивает занятие внеклассным чтением.

Учебный материал для каждого класса составляют про­изведения и книги разной возрастной направленности:

• Произведения, хорошо знакомые детям по дошколь­ному опыту. Они предназначены для детального изу­чения, освоения приемов работы с текстом (знакомое содержание позволяет сосредоточить внимание на отработке определенных умений без ущерба для эмоционально-образного восприятия произведения).

• Произведения, предназначенные для младшего школьного возраста, составляют основное содержа­ние литературного чтения. Здесь на первый план выступает эмоционально-образное освоение содер­жания на основе сформированных читательских умений.

• Произведения, изучение которых предполага­ется в средней школе. Они вводятся для ознакоми­тельного (опережающего) чтения, которое позволяет
индивидуализировать обучение и обогатить чита­тельский опыт (внеклассное чтение)

Содержание обучения, круг чтения практически не претерпели изменений. По жанрово-видовым особеннос­тям учебный материал представлен в разных аспектах. При этом задается система последовательного освоения жанров от класса к классу: сказки, рассказы, стихотворения (1 класс); прибаутки, считалки, загадки, сказки о животных, литературные сказки (2 класс); бытовая сказка, игровой фольклор, повести, лирические произве­дения (3 класс); колыбельная поэзия, волшебная сказка, очерки, словарные статьи (4 класс).

2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКА ПОЛНОЦЕННОГО ЧТЕНИЯ

Чтение относится к письменным формам речевой деятельности, так как связано с буквами и зрительным их восприятием. Буквы используются в качестве общепризнанных знаков (шифра, кода), посредством которых в одних случаях (при письме) записываются (кодируются) печатным или рукописным способом устные формы речи, а в других случаях (при чтении) эти формы восстанавливаются, воспро­изводятся, декодируются. Если в устных формах речи своеобразным первичным элементом выступает звук — фонема, то для письменных форм таким первичным элементом оказывается кодовый знак — буква.

В процессе чтения сначала надо произвести с подобными общеустановленными знаками определенные операции (увидеть, зрительно опознать букву, установить, какой звук она обозначает, и т.д.), а затем воспроизвести звуковую форму слова и уловить заключенное в ней содержание. Читать можно, только специально этому научившись.

Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов или факторов, среди которых решающую роль играют: 1) зрительный, 2) речедвигательный, 3) речеслуховой, 4) смысловой.

Начинается чтение со зрительного опознания графических элементов текста, т.е. букв, их сочетаний, слов и т.д. В головном мозге |импульсы "зрительных восприятий расшифровываются (декодируются), соотносятся с хранящимися в памяти эталонами (графическими образами букв, звуками-смыслоразличителями, их артикуляторными свойствами, словами и т.д.), преобразуются в звуки, звуковые формы слов, фразы и т.д. И даже если чтение протекает в режиме так называемого чтения про себя, молчаливого чтения, то речедвигательные и слуховые механизмы практически действуют так же, как и при громком чтении. Правда, эти действия, когда голос «отключен», протекают в скрытом виде. Так, речевые органы (язык, губы, гортань) совершают микродвижения, которые читающий практически не улавливает, но приборы их отчетливо фиксируют. Слух при молчаливом чтении как бы обращен внутрь. Но во всех случаях (и при громком, и при молчаливом чтении), как только зрительный импульс поступил в головной мозг, из него тут же посылаются сигналы в речедвигательный, артикуляторный и слуховой механизмы, которые незамедлительно приходят в действие.

Первый шаг на пути к овладению техникой чтения должен быть направлен на запоминание учениками букв, своеобразия их начертаний, конфигурации, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком или звуками, которые она призвана передавать на письме, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих письменное слово. Одновременно дети усваивают и умение, опознавая и декодируя буквы, воспроизводить по ним звуковую форму слова. Однако для осуществления чтения даже на этом первоначальном этапе от ребенка требуется понимание значения каждого прочитываемого слова, смысловой связи между словами и мыслью, выраженной в предложении. Последующие этапы обучения знаменуют собой восхождение на более высокую ступень овладения чтением, когда появляются умения постигать подтекст произведения, вести мысленный диалог с автором и образами-персонажами, ощущать красоту языка, совершенство композиции произведения и т.д.

Чтение — один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности чтение предоставляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эсте­тического и речевого развития ребенка. Из этого следует необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Термин «чтение» употребляется в разных значениях: в узком смысле это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения, в широком — техника чтения плюс понимание прочитанного. Мы будем рассматривать термин «чтение» во втором значении: чтение как вид речевой деятельности, и которой во взаимосвязи выступают следующие компоненты: а) восприятие графической формы слова, б) перевод ее в звуковую форму, в) понимание прочитанного ( слова — словосочетания — предложения — текста). В период обучения грамоте первоклассники овладевают техникой чтения, т.е. вырабатывается навык послогового чтения с переходом на чтение целыми словами.

Развивая навык чтения, учитель исходит из сущности этого навыка. Психологи рассматривают чтение как вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанных стороны: одна из них -находит свое выражение в движении глаз и речедвигательных процессах, другая — в движении мыслей и чувств, вызванных содержанием читаемого. Иначе говоря, чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого. По мере овладения учащимися процессом чтения происходит сближение указанных компонентов, возникает взаимодействие между ними.

Дальнейшее совершенствование у младших школьников умения читать достигается, во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей его автоматизации, а во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл. Решающее значение здесь приобретает развитие у детей воссоздающего и творческого воображения, ассоциативности мышления: формирование способности вести внутренний диалог с писателем; живо и ярко воспринимать каждый из созданных им образов, сюжетные ситуации; соотносить образный мир, возникающий а ходе чтения, с собственным опытом жизни; пристально вглядываться в литературных героев; раздумывать над их рассуждениями, отношением к окружающей жизни, другим людям, с тем чтобы лучше разобраться в себе, поставить себя в ситуации, в которых оказались литературные персонажи, — одним словом, понять нравственные ценности, заключенные в художественном произведении.

Итак, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон; смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы. В развитых формах процесс чтения протекает так, что его техническая сторона работает в своеобразном автоматическом режиме, как навык. Контроль за ним протекает на подсознательном уровне. Смысловая же сторона проявляет себя как сложное умение. Оно связано с Переработкой и усвоением содержания читаемого текста, который чаше всего предстает перед читателем как нечто новое по лексике, по расположению слов, построению фраз и предложений, по смыслу и т.д. Техническая сторона чтения посредством многократных и систематических упражнений может за сравнительно непродолжительное время подняться до значительных высот и даже достичь «потолка», т.е. существующих физических пределов (это скорость от 140 до 180 слов в минуту для чтения вслух и 160—280 слов в ми­нуту для молчаливого чтения). Смысловая же сторона чтения не знает ограничений в уровнях развития, не имеет пределов для совершенствования и углубления. Даже если читаемый текст оказывается знакомым и читается повторно, то мотив и целевая установка подобного чтения будут связаны с нахождением в данном тексте каких-то не замеченных ранее элементов, деталей, ситуаций, поворотов мысли и т.п.

Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.

Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. На синтетическое чтение уча­щиеся переходят в III (IV) классе.

В последующие годы чтение все более автоматизируется. Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста: фактического содержания, композиции, идейной направленности, изобразительных средств и т.д.

Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход, чему способствовали краткость, простота и удобство в употреблении. Оно охватывает целый комплекс умений и навыков. Если принять за исходное определение термина умение как способности осознанно выполнять определенное действие при контролирующем участии сознания, а определение термина навык — как умения, достигшего уровня автоматизма и выполняемого без особых напряжений умственно-контролирующего порядка, то можно увидеть тесную взаимосвязь и зависимость тех сторон (составляющих навык), которые охватываются терминологическим словосочетанием «навык чтения». Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слово, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения.

Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т. е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Осознанность, уразумение содержания прочитанного его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств : возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.

Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности.

При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста: 1) фактического, предметного плана и 2) смысла предметного плана.

Предметный план — это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т. д.

Смысл предметного плана — это то, о чем все это нам говорит, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения — способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп, чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, так или иначе влияющие на весь процесс чтения.

Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие ее стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа — продуктивные. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т. е. к самому продуктивному способу чтения.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: I класс — 25 — 30 слов в минуту; II класс — 35 - 45 слов в минуту (в конце первого семестра), 50 — 60 слов в минуту (в конце второго семестра ); III класс — 65 — 70 слов в минуту (в конце первого семестра), 75 — 80 слов в минуту (в конце второго семестра); IV класс — 80 — 85 слов в минуту (в конце первого семестра) и 90 — 95 слов в минуту (в конце второго семестра ). Если результаты ниже — это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

 

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; перестановки, г) добавления; д) искажения; е) повторы (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; правильно ошибочно делает ударения в словах. 'Ошибки в отношении правильности неоднородны. Одни из них появляются из-за непонимания или искаженного понимания текста; другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения; третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы; четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания. Скажем, ученик верно опознал и расшифровал (декодировал) буквы читаемого слова, понял его значение, но поторопился или же, наоборот, запоздал с его произнесением и потому допустил ошибку, случаются ошибки, которые продиктованы желанием ученика утвердиться в верности первоначально прочитанного слова или какой-то его части. Достигается это повторным чтением части или всего слова. Подобные повторы нежелательны, но их вряд ли можно расценивать как ошибочные.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические — при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.

Особо обратим внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином — выразительность чтения.

Между тем выразительность как компонент навыка чтения — эта одно. Несколько иное — выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чте­ние в школьных условиях.

Выразительности чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности — то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка», то ли параграф учебника «Природоведение» и т. п. Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности — темп, интонацию, паузы, логические ударения — естественно, для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде — это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую им этим знаком.

Выразительное чтение как высший тип чтения — это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимание, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялсяза чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.

Выразительное чтение как высший тип чтения в школьных условиях, как правило, применимо, во-первых, преимущественно к художественным произведениям, во-вторых, он имеет место на заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда последний всесторонне рассматривается, проанализирован и понят учениками.

При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у младших школьников желательно в первую очередь обратиться к тому, как обрабатывается этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон.. Судитъ о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выяснить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов,при соотнесении данных по смысловой и технической сторонами чтения и учета ведущей роли первой.

Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий.

1. При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

3. Формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока — урока чтения, но и как одну из задач других уроков.

4. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.

5. Необходимо преодолеть крен урока чтения в техническую сторону в ущерб художественной. Технические упражнения по формированию навыка следует выносить на отдельный короткий этап урока (как устный счет на занятиях по математике) и для этого использовать тексты, не имеющие большой художественной ценности, а основное время урока отводить чтению и работе над художественным произведением как над произведением искусства.

Выделяются пять этапов развития техники чтения:

I — начальный (0—10 слов в минуту),

II — развитие кратковременной памяти (10—50 слов в минуту),

III — совершенствование внимания и расширение «поля чтения» (50—80 слов в минуту),

IV — уверенное чтение адаптированных текстов (80—120 слов в минуту),

V — беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту).

При этом практикуются следующие виды упражнений:

1) аудирование, прослушивание чтения учителя,

2) чтение за диктором,

3) чтение в паре,

4) пересказ с опорой на текст,

5) многократное чтение,

6) убыстрение темпа чтения,

7) переход на незнакомый текст,

8) чтение с отрывом взгляда от текста.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Пересказ с опорой на текст приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти.

Чтение с отрывом взгляда от текста (так называемое учительское чтение) приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения «поля чтения».

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте. Многократность прочтения может быть организована в таком порядке:

1-й раз — медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

2-й раз — повторное прочтение без учителя;

3-й раз — плавное слитное чтение слов;

4-й раз — чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это друг другу);

5-7-й разы — предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8—10-й разы — темп чтения доводится до скороговорки.


3. ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И БЕГЛОСТЬЮ ЧТЕНИЯ

Правильность - чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмыслением содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слога в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова.

 

Школьная практика показывает, что дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждениятаких ошибокцелесообразно:

а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;

г) предварительное чтение текста про себя;

д) систематический контроль учителя за чтением учащихся;
е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера.

Исправляются ошибки следующим образом:

— ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

— ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

— ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

— к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

4. СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ В.Н.ЗАЙЦЕВА

Оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание смысла текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80—90 слов в минуту для учеников, переходящих в V класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в IX классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90 (минимальную норму чтения) и получим приблизительно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это уже составит 216 минут, или 3,5 часа. Еще прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2—2,5 часа. И в сумме получим около 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7—8 часах, проведенных в школе. Мы получили, что рабочий день старшеклассника длится почти 14 часов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному — читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ -> ЭН - СУ, т.е. элементарные умения (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня элементарного навыка (ЭН), чтобы успешно включать их в состав сложных умений (СУ). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники начальной школы плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология троечника. Большинство школьников рассуждают так: «Учиться хорошо — на «4» и «5» — невозможно. Значит, единственный вариант — тройка. Хоть старайся, хоть нет — выше оценку не получить». Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

1. Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно проводить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. «Жужжащее» чтениедает также хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1—2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. Если учитель работает по обычной методике и в III классе имеет пять уроков чтения в неделю, то при наполняемости класса 40 человек за неделю он опросит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две-три минуты в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время до 120 минут в неделю на каждого ученика (пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю: 5x4x6 = 120). Очевидно, что если увеличить время тренировки в 40—60 раз, то без всяких методических ухищрений будет положительный эффект.

4. Чтение перед сномтакже дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

5. Режим щадящего чтения. Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80—120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать четвертую и пятую рекомендации, т.е. просмотр диафильмов проводить перед сном.

6. Развитие оперативной памяти. Можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6—8 слов. Дочитав его до третьего-четвертого слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см. Дидактический материал № 1). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова — 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за это время оперативная память ребенка развивается настолько, что он может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8— 9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того как одно из предложений открыто, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить о. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит от пяти до восьми минут времени. Этот же набор повторяют три-четыре дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, — то проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то такая тренировка почти не развивает. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение и темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно вес ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более грех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение — скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование желания читать. Этому помогает ежедневный учет успехов. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Иногда положительных результатов описанная работа не приносит. Это связано с теми ошибками, которые допускаются учителями при работе по этой системе.

1. Отсутствие целевой установки. Учитель сам не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не может убедить учеников и их родителей в необходимости тренажа.

2. Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам следить за своими успехами.

3. 3. Не проводятся консультации для родителей отстающих учеников.

4. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко.

5.ОБУЧЕНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОМУ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют |в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.

Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.

Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание обще смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными слова сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

- осмысление значения каждой языковой единицы текста;

– понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному; осознание себя как читателя.

В классе на уроке чтения все усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемогохудожественного произведения и учащимися. Неопытному читателю нужно помочь:

- подготовиться к восприятию текста (1);

- понять форму и содержание произведения (2);

-выработать свое собственное отношение к читаемому, тем самым вступив в диалог с автором (3).

Требования к анализу художественного произведения (2) будут уставлены ниже. Рассмотрим виды и приемы работы, нацеленные на подготовку к восприятию произведения (1). Важно с первых шагов обучения чтению формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения. Неопытность маленького читателя, не умеющего подготовить себя к чтению, учитель компенсирует, во-первых, определенными видами работы с детьми, а во-вторых, организацией их самостоятельной деятельности, готовящей детей к восприятию произведения. Таким образом, все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на две группы:

-компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности;

- формирующие тип правильной читательской деятельности.

К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми, рассказ учителя, словарную работу. Ко второй - предварительное рассматривание иллюстраций, работу с названием произведения, вычленение из текста ориентирующих слов.

Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. Например, в III классе детям предстоит чтение басен И.А. Крылова. Безусловно, во вступительной беседе учитель актуализирует имеющиеся знания детей, обращаясь к их читательскому опыту, приобретенному во II классе. В беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей, допустим, перед чтением рассказа В.Осеевой «В одном доме» уместно предложить учащимся рассказать о своем домашнем животном, о том, как они ухаживают за ним, как к нему относятся.

Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, может повлечь за собой непонимание общего смысла текста. Например, если третьеклассники не знают, что такое мачта парусного или знакома мало. При подготовке к чтению исторических тем разумнее обратиться к рассказу учителя, так как жизненный опыт детей мал и сведения из истории, которыми могут располагать дети, скорее всего, будут носить фрагментарный характер.

Словарная работа - вид деятельности, который обязательно присутствует на уроке чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, на этапе анализа произведения. Учителю важно, во-первых, знать, из каких элементов складывается словарная работа, и, во-вторых, уметь отбирать слова для каждого названного этапа урока. Компоненты словарной работы таковы:

- лексическая работа;

- работа по предупреждению ошибочного чтения;

- работа над изобразительно-выразительными средствами;

-орфографическая работа (имеет место на уроке русского языка).

На подготовительный этап отбираются:

1) трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных. В Ш-1У классах, когда навык чтения детей соответствует синтетическому этапу или даже этапу автоматизации, этот компонент словарной работы становится ненужным ;

2) слова, лексическое значение которых неизвестно детям, его незнание судна, они не смогут понять весь драматизм ситуации, описанной Л.Н.Толстым в рассказе «Прыжок». Однако нельзя забывать, что лексическое значение слова полностью проявляется только в тексте, поэтому нет смысла до его чтения объяснять детям все непонятные слова. Лексическое значение большинства слов должно уточняться в процессе анализа и сочетаться с работой над изобразительно-выразительными средствами языка произведения.

Для объяснения значения слов могут быть использованы следующие приемы:

- объяснение значения слова путем подбора синонимов;

- объяснение значения через антоним;

-объяснение значения через развернутое описание;

-объяснение значения слова путем показа предмета или его изображения;

-объяснение значения слова через его словообразовательный анализ;

-выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю.

Прежде чем выбрать способ объяснения слова, учитель должен уточнить для себя лексическое значение слова по толковому словарю, чтобы наиболее точно и в доступной форме суметь объяснить его детям.

 

На подготовительном этапе для включения детей в тему чтения рекомендуется применять дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме; показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото; прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них. Привлечение таких средств для подготовки к восприятию произведения создает особую эмоциональную атмосферу, которая способствует более глубокому проникновению в текст.

Нетрудно заметить, что в перечисленных видах работы активная роль принадлежит учителю: он предлагает вопросы для беседы, сообщает какие-либо новые сведения детям, отбирает для предварительной словарной работы слова, а также произведения изобразительного или музыкального искусства. Ученик вовлекается в совместную с учителем деятельность, однако его роль пассивна. Приемы, формирующие тип правильной читательской деятельности, предполагают активную роль ученика.

Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в учебнике, разделен ли он на части, снабжен ли подзаголовками, есть ли к нему вопросы. Следует приучить детей прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят на диалог с текстом. В рассматриваемом примере первое предложение: Зимой море замерзло («Будем читать о зиме, о море. То, что описано в произведении, случилось в море, на льдине»); последнее предложение: Летчик наш ел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти («Будем читать о рыбаках, им помогли летчик и капитан парохода); вопросы:

1. Расскажи, что случилось с рыбаками («Будем читать о случае с рыбаками»).

2. Как ты думаешь, зачем Андрей поставил на льдине флаг? («Узнаем, кто такой Андрей; зачем и как он установил флаг на льдине»).

 

Общий вывод может звучать так: «Мы будем читать о том, как зимой на море рыбаки попали на льдину, что с нимислучилось. Узнаем, кто такой Андреи, как рыбаков нашел летчик и как им помог капитан парохода.

Понятно, что такой вид работы задает читателю определенный тип деятельности с текстом. Постепенно, осваивая его, ребенок сможет повторить все действия самостоятельно, без посторонней помощи. Такие действия помогут учащимся подготовить себя к восприятию произведения, опираясь только на элементы книги-' хрестоматии. Учитель должен понимать, что без использования приемов работы второй группы ребенка можно научить озвучиванию текста, но сформировать читателя нельзя.

На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, помогающие ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному (3). Назовем некоторые из них: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение. Все виды деятельности предлагаются учащимся после анализа произведения (о нем будет сказано далее).

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.

Пересказ текста – полезное упражнение для развития как логического, так и образного мышления. Предлагая детям пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребенка, пересказывать текст «просто так» бессмысленно. Можно предложить учащимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлениями о прочитанном произведении с мамой и бабушкой. А для того, чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Этому виду

читательской деятельности нужно специально учить, показывая ее поэлементно:

1) подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;

2) определить, на сколько частей можно разделить текст;

3) сказать, о чем будет говориться в каждой части;

4) предложить озаглавить каждую часть;

5) обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

При этом следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложении. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста. Важно в работе над планом не смешивать два учебных действия:

- деление текста на части и выделение в них главного;

- формулирование заголовков каждой части.

Работа по формированию этих читательских умений в классе должна быть четко разведена.

После завершения работы над планом полезно сосредоточить внимание детей на том:

- зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);

- чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).

В методике принято различать несколько типов пересказа:

- подробный;

- близкий к тексту;

- выборочный;

- краткий;

- творческий.

Подробный пересказ - наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Оценивая подробный пересказ, учитель прежде всего должен обращать внимание на передачу смысли каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста.

Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. В данном случае рекомендуется обратить внимание детей на особую лексику произведения, а также на поэтические приемы, которыми воспользовался автор, создавая художественные образы. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно-выразительными средствами.

Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо:

-привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, например к кульминации повествования;

-учить маленьких читателей вычленять в произведении отдельные события;

- помочь проследить отдельные мотивы;

- отобрать материал для характеристики героя и т.п.

Удачным следует считать тот пересказ, в котором наиболее точно выполнена указанная учебная задача.

Краткий пересказ - наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке

требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать

в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения. Принято говорить о двух вариантах работы над сокращением текста:

–логической переработке текста, основанной на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;

– расширении составленного плана до объема «малого текста».

Оценивая краткий пересказ, учитель в первую очередь должен обращать внимание на сохранение идейной направленности произведения, логическую последовательность и взаимосвязь отобранных отрывков, а также на их речевое оформление.

Выразительное чтение текста базируется на таком качестве навыка чтения, как выразительность.


Выразительностьэто качество громкого чтения, проявляющееся в умении с помощью интонации передать замысел писателя. Интонация — это совокупность элементов звучащей речи: ударение, темп, тембр, ритм, паузы, громкость голоса. Эти элементы взаимодействуют, дополняют друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения.

Для того чтобы учащиеся овладели основами выразительной речи, необходимы:

— умение распределить дыхание;

— овладение навыками правильной артикуляции;

— владение нормами литературного произношения.

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит управлять их своим дыханием и правильно использовать голос. Голос характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, тембром. Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленный темп речи, менять тембр. Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением. Можно научить школьников владеть различными средствами выразительности, выполняя систематически специальные упражнения.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как: соблюдение знаков препинания,

— соблюдение логических и психологических пауз,

— соблюдение логического ударения и интенсивности речи,

— умение менять темп и ритм чтения.

Соблюдение знаков препинания — элементарный навык, который начинает формироваться еще в период обучения грамоте, когда дети приучаются к естественному понижению голоса на точке и передаче вопросительной и восклицательной интонации. При этом первоклассников надо учить связывать определенный знак с содержанием предложения и всего текста. Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при таких знаках препинания, как запятая при однородных членах предложения, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и т.п.

Логические и психологические паузы не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Для выделения наиболее важного слова в предложении перед этим словом или после него делается логическая пауза. Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональной окраске. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, рядом с ярким сравнением и эпитетом. Следует также помнить о коротких паузах в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания, так как они подчеркивают ритмический рисунок стиха.

Логическое ударение предполагает выделение в предложении и в сложном словосочетании слова с помощью большой силы выдыхания или изменением тона голоса. Но иногда ударение достигается, наоборот, понижением голоса.

Способствует выразительности также изменение интенсивности речи (силы голоса): громко, тихо, шепотом и т.д.

Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи: ускорять или замедлять темп следует соответственно содержанию. Изменение темпа является хорошим приемом при чтении диалогов разнохарактерных персонажей (Стрекоза и Муравей). Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет и ритмическое чтение.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.;

2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;

3) упражнения в чтении.

Обучение выразительному чтению осуществляется на всех этапах урока. Первый раз воспринимая произведение, когда читает учитель, дети слышат образец чтения. Затем направленное вопросами учителя выборочное чтение фактически позволяет соединить анализ содержания с обучением выразительному чтению, так как учащиеся должны внимательно вчитаться в текст и передать голосом состояние действующих лиц, их особенности.

По ходу разбора уточняется также лексическое значение некоторых слов, точность употребления их автором, смысл фразеологических оборотов.

Повторное чтение после анализа и обобщения нередко проводится в виде чтения в лицах с предварительной подготовкой. Необходимо привлекать класс к оценке чтения учеников.

Чтение учителя всегда должно являться образцом выразительной речи. Иногда учителю нужно обсуждать свое чтение с учащимися, что предупредит слепое подражание. Беседа на эту тему уместна после анализа произведения, возможно обсуждение отдельных отрывков в процессе повторного чтения, сопровождаемого смысловым разбором. При этом учитель обращает внимание на одну-две характерные особенности своего чтения. Как образец используется и фонохрестоматия.

Выразительность чтения зависит и от того, как дети подготовлены эмоционально-психологически к чтению вслух. Словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор заглавий к ним стимулируют учащихся к осмыслению содержания произведения и подсказывают интонацию, с которой надо читать текст или какой-либо отрывок.

Работа над изобразительными средствами языка произведения в процессе повторного чтения направлена на углубление восприятия тех мыслей и чувств, которые ученику предстоит выразить. Большую помощь в обучении выразительному чтению окажет такой прием, как составление «партитуры» чтения. При обсуждении текста школьниками делаются специальные пометки (составляются «ноты» выразительного чтения), указывающие места пауз, ударений, изменений силы голоса, темпа и ритма. Ударное слово подчеркивается, короткие паузы отмечаются знаком «/», более длинные — «//». Для повышения или понижения голоса употребляются стрелки. Можно делать и словесные пометки: «громче», «замедляя» и т.п.

Выразительность чтения характеризует его сознательность. Сознательность и выразительность чтения взаимообусловливают друг друга



 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5.7 Использование подзапросов | Лекция 6. Битва за Москву

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1979. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия