Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторические этапы становления социальной работы в России




варианта этапов

1 этап - дореволюционный 1818 – 1917 годы.

До 19 века формируется система обществ призрения

К 19 веку созрели условия когда был наработан опыт организации призрения, появляются деятели которые анализируют систему призрения. Первый был Сток «Об общественном призрении» 1818г. В основе его книги лежит рассмотрение закон-ва об обществ призрении. Его периодизация не совпадает с периодизацией общественного призрения.

2й этап. Это советский период. Охватывает 1917- 1991 гг. В этот период социальная работа рассматривается в развитии идеологии шефской помощи, деятельности профсоюзов, которые включают в себя рад составляющих : социальное обеспечение, дефектология, государственное социальное страхование. Вопросы организации общественного призрения традиции благотворительности и меценатства стояли за гранью существовавшей идеологии. Деятели: Степанский, Черенцов, Дружинин.

3-й постсоветский 1990. Вклад ученых РГСУ. Жуков, Холостова, Сафронова, Бербешкина, Демидова, Зайнышева, Золотарева, Казлов, Малых, Павлов, Понтелеева, Сорвина, Червякова, Фирсов.

Отличия Бл-ти от социальная помощь: это в основном мат помощь, непроф деят-ть, пассивная роль клиента.

Общее – стремление помочь людям. И то, и др – целенаправленная пом людям, которые не способны в силу субъект или объект причин самостоят-но обеспечить себе минимальн условия существования.

II. Этапы:

1)Архаический (родоплем и общин формы помощи и взаимопом у славян 10в)

2) Период княжества и церковно-монастырск Бл-ти (10-13вв)

3) Церк-гос помощь (14-сер18в)

4)Гос и частное призрение (сер 18в-60-е гг 19в)

5) гос, частн и обществ призрения (60е19в – 1917)

6) Гос соц обеспечение в СССР (до нач 90х)

7) Соврем период

1) Гл формы поддержки – общинные, осущ-сь по принципу редистрибуции (перераспределения). Ч-к рассматривался как принадлежность целого, был страх остаться без общины (благодаря этому регулировалось поведение).

Виды пом:

-Культовые формы поддержки. Волхвы играли оч важную роль в общине, они говорили, как нужно производить распред-ие. Был пантеон богов, и каждый из них за что-то отвечал (пр. Дажд-бог наделял богатством). Существовал своеобразн институт праздников: братчины (праздники в честь к-л бога), тризны, погребения, состязания, праздники в честь героя – на них осуществлялось перераспред-ие, т.е. добровольн поддержка слабых и бедн.

- Общинно-род. Сущ-ал опред круг людей, кот м/претендовать на помощь общины – старики, вдовы, сироты. Старики почитались, им отводились земли. Кроме того, старики м/переходить от дома к дому (все обязаны были их принимать). Сущ-ло усыновление сирот, либо также ходили от дома к дому. Вдовам предост доп земли. Ж-не с внебрачн реб.

- Хоз помощь. Пр. Совместная трудовая б/п деят-ть в помощь члену общины (строят дом погорельцу).

2)Княж Бл-ть. Владимир 1. Люб нищий м/прийти на княж двор за едой и питьем; открываются училища для знатных, средних и убогих; перв богодельни и странноприимн дома (для странников); по праздникам –великая милостыня.

Ярослав Мудрый –последов-ль Вл1. "Рус Правда" –перв закон-во в обл соц вопросов. Там: условия опекунства над сиротами (по достижению совершеннолетия опекун обяз предоставить наследство); имущественные права детей после смерти родит; обяз-ти детей по отнош к родит (д/б содержать их).

Вл.Мономах – помощь убогим и сиротам.

Развитие княж Бл-ти было прервано манголо-тат нашествием (1237-1480). На перв место вышла церк Бл-ть.

Церкви было поручено вести порядок семейный, нравст и религ. Церковь оч зависит от князя (и полит, и экон). При монастырях организов больницы, кроме того, в попечение церкви были выделены: люди бесприютные, убогие, слепые, калеки, дряхл старики, бездетн вдовы. Церкви часто помог людям спастись от голодной смерти. Имена: Феодосий Печерский, Прохор Лабодник.

3) Церк Б увелич масштабы. Княж Бл-ть трансформируется в гос и частн помощь. Гос-во и Церковь координируют свои усилия.

Церк Бл-ть. Стоглавый собор (1551) признал нищенство субК-рой. Во всех экон.сильный монастырях д/б быть открыты богодельн дома (приют больным, прокажен). Училища при церквях. Помощь роженицам. Убогие дома. Производилась выдача б/п ссуд из церк казны в виде хлеба, ден, семян. Приюты при приходах для ж-ин, страдающих от тирании мужа. Школы для сирот. 16-17 век –период наивысш могущ-ва церкви. Решала проблемы независ от власти. Имена: Сильвестр, Никон.

Бл-ть светск власти. Больш роль играли ж-ны царск фамилии. Иван Грозный перв из царей заговорил о нищенстве. Голод при Б.Годунове –перв устройство обществ работ (строит-во Великой колокольни в М). Орг-ия привозов хлеба из р-онов незатронутых голодом. Мих Фед –дела призрения возложены на патриарший приказ, потом монастырский пр, потом аптекарский и в итоге при Ал Мих приказ строения богоделен. Появл перв гос богодельня. Пердположение о том, что нищие д/работать.

Петр 1. Репрес меры по отнош к профес-ым нищим. Лженищенствующие отправлялись домой и привлекались к работе. Если несколько раз ловили –в Сибирь. Проверка богоделен –выгонялись все,у кого есть родственники и кто знает промысел. П1 пытается ограничить роль церкви как гл субъекта Бл-ти. Он первый, кто попытался создать законодат базу для соц призрения, попытка осущ-ть принцип адресности, пытался переписать всех бедных. Нов типы учреждений –инвалидн дома. В категорию призреваемых попад военнослуж, увечные офицеры, солдаты, душевнобольные. Появ-сь пенсии как инструмент призрения (жалование для офицеров в отставке и бывших солдат). П1 положил начало категориальной системе соц защиты.

4) Гос призрение. Ек 2ая. Система детск учрежд, воспитательные дома, Смольный институт благородн девиц. Борьба с проституцией (вен.заболевания считались преступлением), отсылка проституток из городов, желтые билеты, спец места для простит-ии. Специализир психиатрич отделения, дома для сумасшед. Созд гос система обществ призрения для всех сословий (гос статус). Источники доходов для Приказов обществ призрения –коммерч деят-ть (владели корабельн верфями, заводами, фабриками и т.д.), гос казна, частн пожертвования.

Частн Бл-ть. Заниматься Бл-тью станов пристижно, всплеск частн Бл-ти. 19в –появ купеч-ая Бл-ть, включается интеллигенция, появ общественная Бл-ть. Ведомство учреждений императрицы Марии (жена Павла1). Она была назначена главой всех соц учрежд-ий. Опекала прежде всего женск учрежд-ия. Новшества –вдовьи дома (принимали вдов, мужья которых пробыли на воен или гражд службе не < 10лет; если вдовы проработали в ведомстве императрицы не < 15 лет). Мариинские больницы для бедн. Выходящим из больницы –тепл одежда, обувь, деньги. При больницах –приюты для неизлечимых.

Еще сущ-ло Императорское человеколюбивое О-во (созд по инициативе Ал-дра 1). Это сеть приютов, богоделен и училищ. Направление деят-ти:призрение дряхлых, увечных и неспособных к работе; способным к работе предоставлялась работа; воспитание сирот.

19в –появ ясли и дет.сады (учреждения дневного ухода за детьми).

Движение сестер милосердия, учреждено О-во Кр креста.

Перв пол 19в –приоритеты обществ призрения:

1.сироты (т.к. прошли эпидемии холеры). Сирот дома разделены на жен и муж.

2. умалишенные. Развивается психиатрия, нов отношение к таким больным (внимание).

3.инвалиды (много раненых после 1812г).

На данном этапе гос Бл-ть тесно переплетена с частн и обществ-ой. Пробема гос Бл-ти –малая эф-ть (т.к. в гос учреждении нет личной заинтересованности).

5) Соц деят-ть земств. 1861 –отмена кр.пр. 1864 –земская реформа. Земства –выборные органы самоуправления. Ведали экон и соц-культ вопросами. (приказы обществ призрения упразднены). Впервые на гос ур-не было обращено внимание на бедственное положение крестьян. Создание сети больниц и нач школ в деревнях. Виды земского призрения:

1.призрение нетрудосп –богодельни, ночлежки. Дешевое и б/п питание беднейшим слоям, в деревнях –выдача пособий натурой.

2. призрение и воспит –ие детей. Б/п ясли, ремесленные исправительные приюты, общежития при учебных заведениях.

3. предупреждение обеднения отдельн лиц и семей –для переселенцев строились бараки; поиск дешевого жилья для малообесп-ых; юр консультации в деревнях.

Обществ Бл-ть. Больш кол-во мелких благотв орг-ий. Обеств Бл-ть тесно связ с деят-тью органов гор самоупр-ия (гор думы). Развитие школ разн видов, женск образов заведений. Больш кол-во просветит орг-ий (пр. Моск. комитет грамотности). Организов первые биржи труда. Расшир-тся сеть мед учреждений. Появ практика обхода своего участка (участковые врачи). Помощь бедным –создание окружных попечительств. Попечители д/посещать своих подопечных не реже 2х раз в мес, назнач-сь врем пособие. Открытие домов трудолюбия (артели для разовой неквалиф работы). Цель –обесп-ть работой и нравств перевоспитать постояльцев.

Оказание помощи семьям фротновиков.

Частн.Бл-ть (купцов и промышл-ков). Обычно целые династии. Были заседателями опекунских советов. Делали крупн пожертвования, передовали в дар имущ-во (земли, дома). Занимались меценатством (хотели приобщиться к куль элите). Имена: Демидовы, Салодовниковы, Морозовы, Бугровы (нижегор –бугровская ночлежка).

6) Появление гос соц политики (набор мероприятий по оказанию целенаправл помощи соц незащищ группам населения и развитию чел ресурсов.

3 эл-та совет соц пол:

1.всеобщ гарантир право на труд

2.развитая система гарантир и б/п соц благ и услуг

3.система административного регулирования цен.

Совет система соц обесп после революции. Отмена частн и обществ Бл-ти, отриц отнош к Бл-ти (считалось унижающим). Классовый подход в решении соц проблем (гос-во само определяет, кому будет помогать). Поддержки лишились все неработающие и люди, заним-ся предпринимательством. Т.е система соц обесп была подчинена идеологии гос-ва.

1917 – Народн комиссариат гос призрения (Коллонтай) –запрет на дет труд, ограничения на труд подростков.

Централизация соц пом. Упразднение всех благотв учреждений. Монастыри –под санатории и больницы.

1918 –положение о соц обесп-ии трудящихся (б/п врачебн помощь, пенсии и пособия)

Ночлежки заменяются приемниками-распределителями. Для сирот –дет дома. Соц страх-ие сначала для рабочих тяж и текстил промыш-ти (нужны большевикам). Вводятся пенсии по старости.

Наркомпрос занимается беспризорниками, для них –дет труд комунны.

Ликвидирован рынок труда. Введено страх-ие по безраб-це. Курс на ее ликвидацию (увеличивают кол-во смен, обществ работа). Практика квотир-ия раб мест.

В программы соц страх-ия включаются инвалиды. Кто может работать –приобщали к труду.

Наркомздрав –борьба с проституцией. Открываются перв венерологич диспансеры, интенсивная просветит работа.

30-е гг. Укрепление роли гос-ва во всех сферах жизни людей. В руках гос-ва все национ доходы. Гос-во имеет право вмешат-ва в частн жизнь: регулирует брачно-сем сферу (1936 –запрет абортов; вопросы о них обсуждаются на собраниях; развод недопустим для партийной карьеры); труд сферу (гарантия работы только в обмен на безупречную дисциплину).

Окончат-но оформилась категориальная система соц защиты. Пр. инвалид 3гр получает льготы и пособие в независимости от своего дохода). Устанавливается сам низк в мире пенс возраст (55 и 60).

Во время ВОВ осн направление - помощь семьям фронтовиков и осиротевшим семьям. Большое вним трудовой реабил-ии инвалидов войны (обучение нов профессиям). Эвакуация дет домов вглубь страны.

После войны. 1956 –з-н о пенс обесп-ии рабочих (стало больше оснований для получения пенсии –были названы почти все проф группы и почти все случаи врем или длит нетрудосп-ти). 1964 –з-н о пенсиях колхозникам. Появились пенсии по выслуге лет и персональн пенсии.

1957 и 59 –з-ны о жилье (кажд семье по квартире).

По количеств данным здравоохр-ие СССР –лучшее в мире.

Создана система гос пансионатов и домов отдыха (но отдыхали в основном номенклат работники и образцовые трудящиеся). Вообще, цель всего – не улучшить жизнь людям, попавшим в трудн жизн ситуацию, а вернуть в строй рабочую единицу. Тем не менее, был создан комплекс дошкольн и школьн воспитания и обучения; локализация и предупреждение распространения эпидемий (прививки).

100% квоты занятых (т.к. Эк-ка экстенсивная –развивается за счет большого кол-ва людей, а не нов технологий).

7) Р-соц гос-во (по К-ии). Каждому гарантир-но соц обеспеч-ие. Совет наследие –распределение льгот и услуг на основании принадлежности Ч-ка к опред группе (а не действительной нуждаемости).

1991 –переход на систему соц страх-ия и выплату соц услуг из этих средств (а не полностью из гос бюджета). Гл цель –фин-ое выравнивание м/у богат и бедн регионами. Создано 4 внебюдж фонда:пенс, соц, мед и фонд безработицы (в последствии ликвидирован).

З-н 131 –всё > полномочий в соц сфере передается на регион и фед ур-ни.

2001 –ЕСН –обеспечивает платежеспособность фондов. Т.о. создана самофинансируемая система пенс, мед и соц обеспеч-ия (снизило расходы бюджета на соц сферу).

Пенс реформа –передача части взносов в негос фонды. Больш-во населения отказалось (нет доверия).

Реформа о монетизации льгот (з-н 122). Цель – изменить практику горизонт-го перераспределения благ и услуг; заменить неденежн услуги на ден выплаты (т.к. была проблема недоиспользования). Протесты. Рез-т –м/выбирать по желанию (либо деньги, либо услуги).


16.Этапы развития социальной работы как научного знания и практики. (в тетр Теор СР лекция наз-ся Заруб опыт теоретич осмысления соц под-ки)

Или + Возникновение социальной работы как профессиональной деятельности относится к концу 19 в. и непосредственно связано с воплощением идей Мэри Элен Ричмонд (США).

В 1898 г. по инициативе М.Ричмонд начала свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии. В 1899 г. ею подготовлена книга «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», в которой были заложены научно обоснованные методы социальной работы. В своей следующей книге «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 г., Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, который впоследствии получил название индивидуальный метод социальной работы. Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников. Книги Ричмонд становятся важнейшими пособиями для учебных заведений США и Европы.

В основу социальной работы была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом: сбор фактов — социальный диагноз — социальная терапия.

Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых является изменения как самого индивида, и его социальной среды.

Социальные мероприятия Ричмонд подразделяет на две взаимодополняющие друг друга категории:

— косвенный метод лечения (воздействие на окружение клиента);

— непосредственный метод (воздействие на индивида).

Идеи Ричмонд внесли не только вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время наступает необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.

В качестве теоретической основы взаимодействия социального работника и клиента была взята медицинская модель, однако идеи Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом. Основное внимание сосредоточивалось на внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план. При этом основной акцент делался на диагнозе.

Отношения между клиентом и социальным работником превращаются в довольно авторитарные, а задачей последнего становится лечение клиента, понимаемое как изменение его личности и помощь в его адаптации к окружающей среде.

В другом учебном заведении по подготовке социальных работников — в Пенсильванской школе социальных работников в 1930-х гг. получило развитие направление, связанное с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как лечебному процессу, а скорее как услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Данное направление получило название функциональной школы.

Функциональная школа взяла за основу представления Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи, а также о начальных процессах и разделений в ходе лечения. Представители данного течения в отличие от диагностической школы основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. Основной акцент делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие самоопределения — права клиента решать за себя. Таким образом происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, представительницей которых являлась Ричмонд.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.

Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.том.

Важное значение для формирования современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получив свое название от города, где она эффективно была применена и в последующем получившей распространение в середине 19 в. практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения:

— привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества

— самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел.

 

 

17.Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.

Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

Меценатство —. 1. Деятельность мецената. 2. Покровительство, оказываемое меценатом кому либо или чему либо

Истоки социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества.

СПОНСОРСТВО - по законодательству РФ осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (ст. 19 ФЗ "О рекламе" от 18 июля 1995 г.).

МИЛОСЕРДИЕ — черта характера. Сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердия — равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

История Б. развивалась от подаяния милостыни до системы законов и других актов, где юридически закреплялось существование данного явления как важнейшего направления общественной жизни.

Объектами Б. и милосердия во всем мире традиционно являются люди, страдающие от тяжелых недугов, инвалидности, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а также дети и взрослые, чье развитие существенно отличается от общепринятой нормы.

Благотворительность как социальное явление российской действительности имеет многовековые традиции. Своими корнями она уходит в глубокую древность. Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные простейшие формы благотворительности, главным образом раздача пищи и одежды, входили в обычаи восточных славян и были распространены еще в 7-8 вв. — период существования союзов племенных княжеств.

С возникновением в 9 в. Древнерусского государства и утверждением в нем христианства в качестве государственной религии (988) благотворительность получила новый мощный импульс. Оказание помощи больным, нищим и другим нуждавшимся стало одной из форм реализации христианской заповеди любви к ближнему.

Б. в годы становления Киевской Руси была частным делом и не включалась в круг государственных обязанностей. В летописных источниках найдено множество примеров проявления милосердия к убогим и нищим. Летописи отмечают такие «богоугодные деяния» князей, как раздача милостыни «убогим, странным, сиротам и вдовицам», «кормление» нуждавшихся на княжеском дворе, устройство приютов для калек.

Великий князь киевский Владимир Святославич сам показывал пример сострадательности и человеколюбия. Он позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжий двор, а для больных, которые сами не могли приходить, — отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. Некоторые исследователи утверждают, что при Владимире были учреждены первые больницы. Его примеру следовали и другие князья, активно занимавшиеся благотворительной деятельностью. Среди князей, оставивших о себе добрую память благотворительными делами, древние письменные источники называют Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Мстислава Владимировича, Андрея Боголюбского, Всеволода Юрьевича.

Наибольшего размаха такая деятельность достигает в 19 в.

Из числа наиболее крупных вкладов в дела Б. отметим следующие. В 1803 г. граф Шереметьев учредил с высочайшего соизволения странноприимный дом в Москве на 100 человек и больницу при нем на 50 человек затратив на это 2,5 млн. руб.

В 1842 г. княгиня Н.С. Трубецкая возглавила в Москве опекунский совет детских приютов. Первоначально они создавались как дома для бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей, но позднее, по указанию опекунского совета, при них открывались сиротские отделения.

К концу XIX столетия в России насчитывалось более 14 тыс. благотворительных обществ и заведений.

По ведомственной принадлежности благотворительные учреждения распределялись следующим образом: Ведомство учреждений императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, ведомства православного исповедания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство народного просвещения. Только за один 1898 г. услугами этих учреждений воспользовались более 7 млн. человек.

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития Б. в России.

I этап — 9-16 вв. За этот период Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм Б.

II этап — начало 17 в. до реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: в форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами. Осуществляются нововведения в социальной сфере — основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д.

III этап — 60-е гг. 19 в. до начала 20 в. Характеризуется новыми подходами к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная Б., меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело.

IV этап. Важное место в истории Б. отводится периоду с 1917 г. до середины 80-х годов. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации.

V этап. Период с конца 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений). Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов. Ими были Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. Так, Российский детский фонд был создан в 1987 г. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революции, оказывающей безвозмездную помощь детям-сиротам и инвалидам. Его деятельность была построена на принципах Б., т.е. сбора пожертвований от населения, предприятий и реализации за счет этого социальных программ. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и выполнение целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. На начало 1996 г. в России было зарегистрировано около 10 тыс. общественных объединений. Из них более 1,5 тыс. можно отнести к благотворительным.

К сожалению, обобщенных данных о работе общественных благотворительных организаций в целом по России нет, но опыт их деятельности в отдельных регионах свидетельствует о том, что многие из них успешно продолжают исторические традиции Б. Инициативы благотворительных организаций весьма разнообразны. Одни из них занимаются помощью, поддержкой и социальной реабилитацией безнадежно больных. Например, общество «Мы и вы», благотворительная организация «Хоспис». Другие осуществляют заботу о военнослужащих (Фонд защиты военнослужащих) и лиц, принадлежащих к определенной профессии (Ассоциация профессионалов риска, Благотворительный фонд защиты журналистов); а также социальную защиту инвалидов, лиц, страдающих отдельными видами заболеваний, в т.ч. оказание помощи душевнобольным, алкоголикам и наркоманам (благотворительный фонд «Душа человека», Всероссийское общество инвалидов); социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, воспитанникам детских домов (благотворительный фонд «Белый журавлик», педагогическая ассоциация «Китеж»); социальную защиту жертв экологических катастроф (союз «Чернобыль»); социальную поддержку многодетных и неполных семей, матерей и отцов, в одиночку воспитывающих детей (Союз многодетных матерей, ассоциация «Только мама», ассоциация «Отцы и дети»); помощь беженцам, бездомным и безработным (Ассоциация исследователей бездомности и безработицы, Комитет по оказанию помощи беженцам).

Так, в Москве в настоящее время зарегистрировано свыше 500 благотворительных организаций, большая часть которых оказывает помощь инвалидам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям.


18.Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.

Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники – одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях.

Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Не является исключением и Россия. И хотя многие зарубежные и российские исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась якобы лишь с 90-х годов XX столетия, это абсолютно неверно.

Прежде всего, необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности, нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, она в разные периоды имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах, касалась далеко не всех слоев населения и по-разному оценивалась обществом и его различными институтами. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели место всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.

Однако только с конца XIX – начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время.

В анализе зарубежного опыта работы с пожилыми людьми явно прослеживаются две противоположные тенденции: его переоценка или нежелание использовать. В первом случае считается, что на Западе решены все социальные проблемы и надо только использовать разработанные модели социальной работы с данной категорией населения. Во втором случае утверждается, что у России свои путь, трудности, проблемы, традиции и специфика, что не стоит изучать и использовать зарубежный опыт.

Например, в США выделяются десять задач, выполнение которых обеспечивает социальную защиту пожилых: 1. Адекватный доход. 2. Хорошее (по возможности) психическое и физическое здоровье. 3. Пригодное жилье. 4. Увеличение помощи тем, кто нуждается в государственной (казенной) поддержке. 5. Возможность приема на работу. 6. Жизнь на пенсии в здоровье, чести и достоинстве. 7. Занятие значимой деятельностью. 8. Предоставление эффективных служб общины. 9. Проведение исследований с целью поддержки и улучшения здоровья, а, в конечном итоге, счастливой жизни. 10. Свобода, независимость и индивидуальные инициативы в планировании и управлении своей личной жизни. На федеральном уровне реализуются десятки, а на уровне штатов – сотни социальных программ, решающих социально-геронтологические проблемы. Принят закон о семейном и медицинском отпуске, согласно которому рабочие члены семьи имеют определенные льготы в труде, если им необходимо ухаживать за пожилыми членами семьи. Отличительной особенностью конца XX века в социальной работе с пожилыми в Америке является интенсивное развитие «третьего сектора». Это общественные организации и объединения, которые работают с пожилыми, или организуют деятельность, направленную на совершенствование этой работы. Вовлечение в активную работу самих пожилых, объединение общественности и социальных работников в решении социально-геронтологических проблем является стратегической задачей демократизации социальной работы, развития волонтерского движения. Общественные организации служат своеобразной экспериментальной площадкой, где прорабатываются модели различных программ с пожилыми, которые затем, доказав свою эффективность, могут стать программами и проектами штата или страны в целом.

Изучение волонтерских организаций США, участвующих в социальной работе с пожилыми людьми, позволило выделить среди них 5 групп.

I группа. Общественные организации, объединяющие различные категории пожилых

II группа. Общественные организации, занимающиеся общими проблемами пожилых.

III группа. Общественные организации, занимающиеся специальными проблемами пожилых.

IV группа. Общественная организация, объединяющая специалистов, работающих с пожилыми.

V группа. Общественные организации, занимающиеся подготовкой кадров для социальной работы с пожилыми.

В США создана развитая законодательная база социальной работы с пожилыми как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, причем каждый штат, в силу децентрализации социальной политики и финансирования, имеет возможность проявлять значительную самостоятельность в законотворчестве и развитии разнообразных программ. Большая роль в их реализации отводится третьему сектору, общественным организациям. Многие из этих программ имеют ярко выраженную педагогическую направленность и решаются чисто педагогическими методами. Формы и модели реализации этих программ разнообразны, но большинство из них основаны на межпоколенном подходе.

И на Западе, и в современной России (по крайней мере, она к этому стремится) действуют рыночные механизмы управления экономикой последствия, которых для социальной жизни, социальной защиты населения бывают негативными. Однако, в частности, в США, научились, в том числе и средствами социальной работы, ликвидировать или снижать негативные результаты этих последствий. Поэтому специалистам социальной сферы России необходимо знать, как решаются социально-экономические проблемы на Западе, каковы принципы, механизмы их решения, как используются сами рыночные отношения для решения социальных проблем. Известно, что на Западе бизнес широко используется в социальной сфере, основываясь на платформе строгого экономического расчета при выборе форм и методов социальной работы и определения ее эффективности. Финансируется, поддерживается лишь то, что в настоящем или будущем сулит социально-экономическую выгоду. Под социальным понимается снижение преступности, безработицы, уровня наркомании;

исторические корни социальной работы лежат в благотворительной деятельности церкви, в собственно благотворительности. Однако в начале XX века пути развития социальной работы в России и на Западе разошлись. В советской России она стала партийно-идеологизированной и сверхцентрализованной. Поэтому особенно интересно учитывать опыт западной профессиональной социальной работы именно XX века, когда она интенсивно и плодотворно развивалась и доказала свою эффективность.

В странах Северной Европы основная часть социальных работников нанимается организациями социального обеспечения, находящимися в ведении местных властей. Это также применимо и к некоторым другим Европейским странам, например, Великобритании. В дополнение к этому, социальные работники нанимаются прочими государственными органами: организациями здравоохранения, чаще всего общими и специализированными больницами, а также открытыми общедоступными медицинскими учреждениями (примерно как поликлиники в России), общеобразовательными школами и прочими образовательными организациями, тюрьмами и исправительными учреждениями. В области медицинских услуг, традиционными местами социальной работы являются психиатрические больницы. Что касается открытых общедоступных психических медицинских услуг, то здесь практика варьируется.

В странах Центральной Европы довольно сильно распространен подход, когда социальные работники работают в общественных организациях или организациях по оказанию социальных услуг при церквях. Добровольные организации нанимают социальных работников и в странах Северной Европы. Ранее существовала практика, когда социальных работников нанимали и предприятия. Это было распространено в те времена, когда предприятия предоставляли социальные услуги своим работникам. Подобную практику все еще можно наблюдать на отдельных предприятиях, подобные примеры есть в Испании и Нидерландах.

Частнопрактикующие социальные работники не так широко распространены в Европе как в США. Значительное количество частнопрактикующих социальных работников появилось в течение последних нескольких лет. Частная практика в области социальной работы подходит вплотную к терапевтической практике. Непременным условием для подобной практики является получение социальным работником специальной подготовки в практикующейся области терапии и наличие лицензии на ведение частной практики.

Что касается структуры организации социального обеспечения на уровне местных властей, то существует две модели организации:

Организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) означает, что социальная работа организуется в соответствие с имеющимися у клиентов проблемами: имеются социальные работники по вопросам социальной работы с детьми, социальные работники по вопросам целевой социальной помощи, социальные работники, занимающиеся проблемами алкоголизма, инвалидов, престарелых. Подобного рода специализация обычно бывает возможно только в городах, где местные власти могут взять на работу несколько различных социальных работников. В сельских районах социальная работа всегда имела более общий характер, т.е. один и тот же социальный работник занимается несколькими видами вопросов.

В некоторых муниципалитетах, при организации работы вокруг имеющихся проблем, разные уровни социальных работников имеют свои собственные административные отделы. Например, социальные работники, оказывающие помощь на дому могут иметь свой собственный отдел или детские учреждения, которые обычно берут на работу социальных педагогов могут создать свою собственную административную сферу.

В течение 70-х годов многие Европейские страны начали процесс реорганизации функций социального обеспечения и даже всей системы муниципального управления в сторону системы, организованной по территориальному принципу. Это означает, что группа специалистов из различных областей социальной работы начинает совместную работу по обслуживанию население определенной территории. Особенно тщательная работа по планированию организации социальных услуг, основанной на территориальном принципе была проведена в Великобритании. Многие другие страны последовали ее примеру. Было подсчитано, что оптимальной является территория, где проживает 2000 жителей. Это позволяет социальным работникам узнать людей, проживающих на их территории и, в свою очередь люди, проживающие на данной территории, получают возможность познакомиться и узнать обслуживающих их социальных работников. К тому же, подобная модель позволяет усилить профилактическую работу, так как появляется возможность отслеживать проблемы на их ранней стадии. Очень часто по территориальному принципу организовываются и медицинские услуги. Все это явилось одним из результатов стратегии Всемирной организации здравоохранения, которая делала ударение на базирующихся на сообществе, межсекторальных и пропагандирующих здоровую жизни подходах.

Опираясь на данные МОТ, можно сказать, что в конце 80-х годов на социальные нужды направлялись: в Швеции 31% валового национального продукта (ВНП); в Бельгии, Германии, Дании, Нидерландах, Франции 20%; в США 10%; более низкие показатели отмечаются в странах так называемого третьего мира, а также в Португалии и Японии.

Отличаются и величины выплат. Британия, Нидерланды и некоторые другие страны Cеверной Европы используют принцип равенства социальных пособий. В Бельгии, Германии, Франции размер выплат определяется взносами в страховые фонды, а в США и Канаде выплаты в целом направляются только самым бедным и исчисляются, исходя из степени их нуждаемости.

В западных странах можно выделить две основные принципиальные системы страхования по безработице:

1. государственное страхование, находящееся в руках тех или иных органов государства. Такое положение наблюдается в большинстве стран;

2. страхованием ведают профсоюзы, в которых создаются специальные кассы страхования по безработице. Эта система распространена в основном в странах северной Европы и некоторых других, в частности, в Италии, в ее аграрном секторе.

В первом случае контрольные функции возлагаются на министерства труда, занятости, социальных дел и на их подразделения на местах. Так, например, в Британии контроль осуществляется органами Министерства социальной защиты, в Японии – системой Министерства труда, в Германии – больничными кассами, которые, в частности, занимаются аналогичной работой по всем видам страхования. Такая же практика была распространена в Белоруссии начала ХХ в. В США и Канаде сбором средств в фонды страхования занимаются налоговые ведомства.

В большинстве стран финансовые средства на реализацию программ занятости формируются за счет налога на фонд заработной платы, но в то же время в Японии на четверть они дотируются из госбюджета, в Италии и США отчисления поступают в основном от работодателей, а в других европейских странах обложению подлежат как работники, так и работодатели. “Взносы трудящихся от общей суммы страхового взноса составляют: в Германии – 50%, в Канаде – 42%, в Японии – 37,5%, во Франции – 36%, в США – менее 4% и в Италии – 0%”.

В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий “социальная работа” и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально – слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, – а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, – хотя и не на пустом месте – создавать современную национальную систему социальной работы.

Третья особенность органично связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа – социальная педагогика.

И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика”. Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1721. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия