Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СООТНОШЕНИЕ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ИСТОРИЧЕСКОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА




Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии. Кроме учения Ч. Дарвина и его последователей о происхождении человека естественным путем, религиозных концепций о божественном акте сотворения человека, сущест­вует гипотеза о внеземном происхождении жизни, хотя пока нет досто­верных научных данных, подтверждающих это предположение (как нет, между прочим, и достоверных данных о возникновении жизни на Зем­ле). Несомненно, однако, что социоантропогенез связан с тем, что пред- человек в процессе трудовой деятельности (и это уже отмечалось выше) естественным образом изменял свои руки, приспосабливая их к прими­тивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми; язык стал также средством про­никновения в сущность вещей и процессов, он фиксировал в себе су­щественные связи и отношения, знание которых позволило ему не только лучше, чем животным, приспосабливаться к среде, но и в известной мере приспосабливать окружающий мир к своим нуждам и интересам. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение к огню, возникновение навыков выбывания огня, а также прируче­ние некоторых видов животных, увеличившее его силы в его отношенн­ых с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный - Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социаль­ными качествами, необходимыми для осуществления своего обществен­но-исторического развития.

В вопросе о природе человека сложились две позиции: биологизаторская и социологизаторская. Социологизаторские трактовки распро­странились особенно широко среди сторонников марксистской фило­софии на основе своеобразной интерпретации тезиса К. Маркса о чело­веке как совокупности общественных отношений. Правда, среди при­верженцев марксизма немало и таких философов и "социологов, кото­рые считают, что в данном случае К. Маркс имел в виду понятие "человека" как "общество", а личность человека полагал особым продуктом общественных отношений. Однако первая трактовка стала преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что не только личность социальна, но социальна также вся биолого-физиологическая структура человека. На основании того, что имеется множество факторов соцнального порядка (техногенных, социогенных, семейно-бытовых и др.) порождающих заболевания, особенно на основе наличия инфекционных, травматических, венерологических и других болезней, утверждалось, будто внутренняя природа этих и всех других болезней социальна. Оппоненты такого социологизаторства справедливо указывали на несводимость всех этиологических факторов к социальным (есть и непосредст­венно воздействующие факторы чисто химического, физического и биологического характера), а главное - что все патофизиологические процессы не социальны, а сугубо биологичны (например, при развитии туберкулезного процесса в легких человека, где этиология может быть, конечно, социальной).

Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Так, социал- дарвинисты полагают, что главным двигателем общественного развита является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятое "сверх­человек”), погибают или должны погибать, якобы по Дарвину, все сла­бые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на “высшие” и “низшие”; аристократические расы якобы должны господствовать над низшими. Значительно влияние на Западе так называемой социобиоло­гии (одним из ее основоположников является американский энтомолог Э.О. Уилсон). Ее представители стремятся объяснить социальные дейст­вия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике (они про­возглашают “генетический детерминизм”). Изучая “физический базис" личности, американский биолог В. Моттрем абсолютизирует этот “базис”. В соответствии с данными генетики он указывает, что пол че­ловека формируется хромосомным влиянием. Половые железы, в свою очередь, через их секреции в кровь оказывают существенное влияние на характер человека. Более того, смысл бытия человека он видит в поло­вой деятельности; его формула: “пол определяет личность”. Особенно­сти физического строения отдельных личностей, по Моттрему, детер­минируют также ход человеческой истории. Он заявлял некоторое вре­мя тому назад буквально следующее; мы не знаем, как личность царевича была обусловлена гемофилией, но знаем, что это обстоятельство привело к потерям русских в первой мировой войне, падению династия Романовых и возникновению СССР. Английский биолог Р. Докинс про­возглашает универсальность эгоизма. Организм он рассматривает как “колонию генов”, а основным свойством организма (или “колонии генов”) он считает эгоизм, выводимый из "эгоизма генов”. Все, что эво­люционировало, утверждает он, должно быть эгоистичным. Если мы и встречаем среди организмов проявления альтруизма, то альтруизм все равно оказывается подчиненным “эгоизму". Хотя Человек и уникален среди живого (в данном отношении), тем не менее и его эволюция, как о развитие всей цивилизации, направляема эгоистичным геном. В из­вестной концепции “социоэтолога" К. Лоренца на первый план выдвигается агрессивность человека. С его точки зрения, в генах человека, как и в генах животных, запрограммирована агрессивность. Эволюция видов выработала различные механизмы запрета, сдерживающие у жи­вотных проявление агрессивности в отношении особей одного и того же вида. Но у человека с развитием техники ликвидировано функциональ­ное равновесие между агрессивным инстинктом и его запретительным ограничением. Современное военное дело с. его безличными методами умерщвления, ведущегося с возрастающих дистанций, искореняет наше инстинктивное нежелание умерщвлять, поскольку устраняет факторы, стимулирующие запрет на убийство. Тот, кто сбрасывает бомбы с бом­бардировщика, нажимая на соответствующие кнопки, не получает ров­ным счетом никакого сигнала, который позволил бы прочувствовать последствия своих действий. Возможность проявления агрессивности человека таким образом возрастает. Но К. Лоренц не склонен к песси­мизму. Он полагает, что агрессивность можно свести к минимуму, про­тивопоставив ей “искусственные", “культурные” факторы; одним из таких факторов он считает международный спорт.

Итак, мы видим, что в трактовке природы человека социологизаторская концепция абсолютизирует его социальную сторону (аспект), а биологизаторские концепции сводят его сущность к биологии, к ин­стинктам, к тем или иным “свойствам" генов. Человек - социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно социологиче­ским по самой свой сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация (и особенно его генетическая организация) лишь располагает возможно­стями при определенных условиях реализовать эту способность к мыш­лению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная сре­да. в качестве которой выступают его родители, близкие родственники, общение с ними и другими людьми и т.п. Без социальных факторов, как уже отмечали выше, не может быть человека, во всяком случае, полноценного человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны -биологическая и социальная.

Рассмотрим одно из важнейших качеств человеческой личности - способность к творчеству.

Творчество есть процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. И оно характеризует человеческую личность в высшем ее проявлении; в творчестве че­ловек выражает себя, находит в нем удовлетворение и смысл бытия. Творение идей или предметов происходит часто под влиянием социаль­ной необходимости и для других людей, а не только для данной лично­сти. Но творчество немыслимо без личности, без физиолога- биологической и генетической организации индивидуума. Оно невоз­можно без органов чувств, без рассудочного мышления, развертывающе­гося в материальном биологическом субстрате - головном мозге. У зна­чительной части гениальных талантливых людей действует “ген шизоф­рении”, стимулирующий мозговую активность; он способен передавать­ся по наследству. Далеко не у всех людей, обладающих этим геном, проявляются гениальные способности, и при его отсутствии возможен талант. Так или иначе, а его наличие увеличивает вероятность появле­ния гениальных ученых или художников. Исследователи установили, например, что А. Эйнштейн был носителем “гена шизофрении”, кото­рый воздействовал положительно на его умственные способности; сам же он не страдал душевным заболеванием. В то же время у его сына врачи диагностировали шизофрению; здесь “ген шизофрении” проявил себя негативно. Считается, что в общей массе населения “ген шизофре­нии” имеется у 5-6%; и если многие из них заболевают, то это надо признать за цену, уплачиваемую человечеством за высокую одаренность отдельных своих представителей. К биологическим факторам научного творчества относятся также “ген алкоголизма”, “ген миопии (близору­кости)”, склонность к подагре и др.

Биологическую обусловленность творчество имеет и тогда, когда за­вершается интуитивный процесс и на “выходе” результат оказывается лишь вероятностным. Без интуиции, как известно, нельзя обойтись в творческом процессе. Сама она происходит в бессознательной сфере человеческой психики, на базе особого вещественного субстрата. Он» далеко не всегда дает истину, а чаще всего вероятностный (проблема­тичный) вывод. Но откуда появилась эта способность личности человека к вероятностным заключениям? Как полагают исследователи, она унас­ледована биологическим механизмом организма от предков человека, от животных, от их способности реагировать вероятностным образом на вероятностные (а не на однозначные и полные) факторы жизненной обстановки. В условиях социальной среды вероятностный характер интуиции снимается дискурсивным мышлением и практикой. А она, как мы видели выше, по существу своему социальна.

Социальными являются по своей сути и открытия в науке, несмотря на свою детерминированность биологическими и генетическими факто­рами, несмотря на свою видимую случайность и неповторимость. Так, личность и открытие Г. Менделя неповторимы, уникальны, но вместе с тем известно, что точно такое же открытие совершили спустя несколько десятилетий Чермак, Коррейс и де Фриз. Истории известны “совпадения” открытий Ч. Дарвина и Уоллеса, А. Пуанкаре и А. Эйн­штейна и др. Эти факты указывают на то, что "случайность" и “биологическая обусловленность" открытий перекрываются в обществе определенной социальной необходимостью, формированием реальных социальных предпосылок научного творчества.

Итак, рассмотрение творчества отдельной личности приводит к вы­воду, что хотя в личности ведущую роль играет социальный фактор, она в своем генезисе и в детерминированности своих проявлений выступает как социально-природное образование. В то же время организм челове­ка (индивидуума) в целом биологичен, хотя и находится под постоян­ным социальным воздействием. Как справедливо отмечает Л.П. Буева, человек - особое биологическое существо, способное выжить, сохра­нить и защитить свою жизнь, обеспечить физическое здоровье и нор­мальное функционирование за счет того, что его жизнь протекает в специфической среде, имеющей как бы три формы, три измерения. Этими составляющими специфическую “экологию человека" являются природа, социум и культура. Более того, вне социокультурных форм бытия невозможен не только человеческий образ жизни, но и само вы­живание - функционирование человеческого организма. В силу этого все связи человека с миром его обитания и развития - структурные, Функциональные, энергетические, информационные и возможные другие - предполагают изучение взаимодействия различных систем и законов регулирующих, - природных, социальных и культурных, причем все они историчны, изменяют свои формы и, следовательно, типы взаимодействия. Социальная среда, как и природная, задавала функциональную “парадигму” действия человека. Развитие социальных и технических систем деятельности побуждало организм к формированию специфических способностей, потребностей, мотиваций и стимулов, для реализации которых “использовался” и тренировался потенциал биологиче­ских возможностей.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1115. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.004 сек.) русская версия | украинская версия