Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методы обучения истории




1. Понятие и классификация методов обучения.

2. Монологические приемы устного изложения.

3. Деологические приемы.

1. Метод (от греческого методос) – путь, способ исследования, обучения, изложения.

Методы обучения это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение его цели.

Прием - методическая категория, составная часть методов обучения , способа учебной работы учителя и учащихся который может быть выражен в перечне составляющих прием действий одекватный специфике изучаемого материала. Методы обучения рассматриваются на дидактическом уровне, а приемы как оригинальное проявление этих методов

Наиболее распространенной является классификация по источникам приобретения знаний.

Классификация методов

1. методы устного изложения материала

2. методы наглядного изложения исторического материала

3. методы работы с печатными и письменными источниками.

Вернер. Классификация по характеру познавательной деятельности учащихся

1. Объяснительно иллюстративный

2. Репродуктивный

3. Методы проблемного обучения:

· Метод проблемного изложения

· Частично поисковый или эвристический метод

· Исследовательский.

А.В. Гора. Способы преподавания и обучения и взаимосвязанная с ними мыслительная деятельность мыслителя и учащихся

1. Метод наглядного обучения.

2. Метод устного обучения.

3. Печатно-словесный метод.

4. Практически метод.

2. Монологические примы устного изложения.

Сообщение любого материала осуществляется посредством речи учителя, который выполняет на уроке ряд функций:

1. Повествовательно- описательную, словом учитель воссоздает историческое прошлое, в его целостной картине.

2. Логическая функция, от картин и образов прошлого, учитель подводит учащихся к выводам и обобщениям.

3. Воспитывающая функция, яркое и эмоционально окрашенное слово учителя передает учащимся нравственную силу тех гуманистических идей, которые заложены в школьном курсе истории.

Недостатки устной речи:

· Противоположность печатному тексту, особенно тексту учебника, где текст разделен на главы, обзацы, курсивом или жирным шрифтом выделено самое главное, основное, устное изложение носит сплошной характер, не имея ни заголовков, ни обзацев.

· Устное слово не обратимо, в отличае от печатного текста, который можно прочитать несколько раз, если необходимо сделать выписки

· Устное слово обладает принудительным для слушателя темпом.

Все методы устного изложения делятся на 2 группы: монологические и диалог

Монологические: делятся на повествование, описание, объяснение и рассуждение.

Повествование:

1)Сюжетное повествование (рассказ или сюжетный рассказ) используется для воссоздания динамичных исторических образов, главных или основных, которая имеет завязку, высшую точку развития кульминацию и развязку.

Сюжет может быть вымышленным и тогда он передает типичные черты исторических событий или явлений, которые могли произойти или многократно происходили, повторяясь в изучаемое время. Реальный конфликт воссоздает характерные признаки развития, какого то единичного события, которое имело место в изучаемый период истории. Любой событийный материал содержащий скрытый или открытый конфликт может быть передан в сюжетном повествовании. Вымышленные сюжеты обычно используются в средних классах реальнее старших.

2)Повествование образное, в отличии от сюжетного, передает главные исторические факты и их существенные детали в спокойной, безконфликтной как правило неэмоциональной но образной форме. Такое повествование содержит больше теоретических сведений и исторических обобщений. С помощью повествования целесообразно передача знаний по динамике какого либо длительного или сложного процесса.

Приемы образного и сюжетного повествования могут быть дополнены приемами творческой реконструкции, которые иногда называют эффектными, поскольку с их помощью создается эффект присутствия, личной причастности учителя и учащихся передаваемым событиям, таким приема относятся персонификация, прием образного или сюжетного повествования от первого лица, обычно от имени очевидца, или участника исторических событий, рассказчик может быть вымышленным или реально существовавшим, и вести речь, о придуманных или подлинных событиях, которые должны быть показаны в исторически достоверном контексте в связи с яркими и значительными событиями.

Драматизация, прием образного или сюжетного повествования, в форме диалога 2х или более лиц, представителей различных общественных слоев, партий, движений выражающих различные и противоположные интересы. Двигателем повествования является конфликтная ситуация возникающая в воображаемом споре или беседе этих людей, драматизация может быть представлена учителем или учащимися в монологических ответах, быть подготовленной в парах или группой учащихся.

Стеризация, прием имитации подлинных текстов, относящихся к определенным историко-культурным условиям. Выражением данного приема является созданием писем, дневников и т.д. Разновидностью является интервью- прием составления школьниками вопрос и ответов в воображаемой беседе с историческим персонажем. Героем интервью могут быть типичные представители общественных групп, а могут быть и реальные исторические персонажи, что потребует особенной точности и корректности вменяемых им ответов. Для изложения не главных исторических фактов, используются следующие приемы повествования.

3)Сжатое информативное сообщение – представляет собой перечисление фактов связанных с ними цифр имен, названий. Оно обращено к мышлению и смысловой памяти учащихся – поскольку содержит сведения помогающие понять существенные стороны главных исторических фактов.

4) Конспективное повествование, столь же краткое и лишенное образности однако в отличие от информативного сообщения передающее развитие неглавных исторических событий и явлений во времени и пространстве.

Изложение существенных черт, признаков, состояния вида, характера исторических явлений, особенность описания как приема в том, что описание имеет объект, но не имеет сюжета. Описание раскрывает условия жизни людей, их занятия, быт, орудия труда, памятники культуры, места исторических событий, построение войска и т.д.

Картинное описание

· Воссоздание яркого целостного образа относительно статичного исторического факта.

· Используется для создания красочных представлений об окружающей природе и местах исторических событий, жилищах, одежде, образе жизни и деятельности людей в прошлом

· Содержит в себе эпитеты, метафоры, гиперболизацию и т.п.

Аналитическое описание

· Прием, мысленно расчленяющий целостный исторический факт на составные части, детали с целью показа его структуры, назначения и взаимодействия компонентов.

· Используется преимущественно для знакомства с материальными предметами исторического прошлого.

· В отличие от картинного описания, содержит больше рациональности, логики, практичности.

Характеристика

· Точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления в и внутренней связи.

· Содержит явно выраженный или скрытый оценочный компонент событий или явлений.

Виды характеристики

· По объему: краткая и развернутая.

· По характеру изложения.

· обобщающая (итоговая) – используется для раскрытия существенных признаков, связей и отношений, роли и значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития предельно сжато, в виде простого перечисления существенного.

· Образная – прием воссоздания ярких, оригинальных образов реальных исторических деятелей или политических или типичны представителей социальных групп, классов и т.п. на основе портретного описания их внешности, перечисленных важнейших биографических данных, характерных особенностей поведения, мировоззрения, анализа важнейших фактов деятельности и высказываний.

Объяснение

· Целостное и аргументированное изложение существенных признаков и исторических событий, явлений и процессов, причинно следственных связей и закономерностей их развития, оценочных суждений.

· Необходимо для усвоения понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, осознания целей, мотивов и результатов деятельности людей, анализа и оценки культурно-исторического наследия, формирование собственных идей и убеждений.

· Объяснение состоит из того, что объяснятся и того, чем аргументируется и конкретизируются выдвинутые положения.

Рассуждение ( рассуждающее изложение)

· прием изложения теоретических сведений, представленный цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы.

· Обучает школьников приемам анализа, сравнения, типологизации, обобщения и др.

· активирует внимание и мышление учащихся постановкой вопросов, предложением и сопоставлением нескольких альтернативных вариантов ответов, следствий, выдвижением собственных версий и оценок.

 

3. Диалог на уроке истории.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся ( или наоборот)

Диалог – первоначальное значение – разговор, беседа.

· В обыденном смысле – литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя или более людьми.

· В философском и научном смыслах – специфическая форма и организация общения и коммуникации.

Функции беседы:

· Служит приемом мобилизации знаний, необходимых для более глубокого усвоения учащимися нового материала.

· Выступает в качестве инструмента с помощью которого происходит мыслительная обработка изученного исторического материала.

· Является важным приемом активного извлечения знаний из источников информации и наглядных средств обучения.

· Используется для анализа нового материала и построения ранее изученного.

· Является средством коммуникативной деятельности учителя и учащихся на уроке.

Виды бесед:

Фронтальная

· Проводится для выявления реальных знаний учащихся по сравнительно широкому кругу вопросов, а так же для усвоения правильности и полноты ответа

· задействует всех учащихся класса.

Такая беседа при опросе домашнего задания называется контрольной или проверочной. Ее цель проверить степень понимания исторического материала, знание и умение школьников.

Контрольная беседа проводится так же, при проверке результатов выполнения самостоятельной работы на уроке и дома.

курса на комбинированном уроке, цель вводной беседы актуализация прежних знаний и подготовка к восприятию новых.

Аналитическая беседа. Основной вид беседы на уроке. Анализ это мысленное разложение целого на части, или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон. Аналитическая беседа – это диалоговая форма общения учителя или учащегося в процессе которой совместными усилиями исследуется содержание учебного материала и формулируются новые теоретические положения. Задача такой беседы осмысление изучаемого материала, углубление и расширение исторических знаний. Вопросы в такой беседе формулируются таким образом, что на них нет готовых, лежащих на поверхности ответов, школьники должны осмыслить предъявленную им информацию, актуализировать ранее полученные знания и умения, найти ответ на основе самостоятельных размышлений.

Заключительная беседа. Назначение которой проверить первичное усвоение знаний учащихся. Особенность такой беседы заключается в ограниченности во времени, которым учитель располагает в конце урока. Вопросы такой беседы должны быть емкими раскрывающими основное содержание урока.

Эвристическая беседа, для которой характерен высокий уровень познавательной самостоятельности школьников. Эвристическая беседа это диалоговая форма общения учителя и учащихся в процессе которой целостная проблема расчленяется на составные части и решается последовательно, поэтапно усилиями всего класса под руководством учителя. Вопросы эвристической беседы предполагают не только наличие базовых знаний и умений, но и творчества, интуицию смекалку школьников в поисках ответов. Признавая достоинства эвристической беседы, состоящее в проблемной ситуации для детей, на уроках она используется не часто. Поскольку для ее проведения требуется значительное время, которое у учителя не всегда есть.

4. Требования к организации беседы:

· Для того, чтобы беседа завязалась необходимо начать интересно, неожиданно, настроить на беседу.

· Большая часть учеников должна участвовать в беседе.

· Выслушивать ученика до конца.

· Готовить вопросы для слабых учеников.

· Необходимо уметь быстро перестроиться в ходе беседы.

· Делать паузы после задавания вопроса.

· Сначала называется вопрос, затем имя того кто будет отвечать.

· Беседу необходимо выстраивать в логической последовательности, заранее формулируя переходы от вопроса к вопросу.

· Любая беседа завершается обобщением.

Требования к задаванию вопросов: (Вагин А.А.)

· Вопрос должен быть доступным для учащихся, т.е. таким, на который ученики могут ответить на основании имеющихся у них знаний.

· Вопрос должен быть точным и конкретным.

· Недопустимы вопросы типа, что вы знаете? что такое?

· Вопросы должны касаться существенных сторон изучаемых явлений, т.е. главного.

· Вопрос должен быть дидактически прост и логически однороден, он должен ставить перед учащимися одну задачу.

· Нецелесообразны альтернативные вопросы, которые предполагают ответ да или нет.

· Нельзя задавать подсказывающие вопросы, толкать ребенка на неправильный ответ.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 914. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия