Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Застольный период работы над спектаклем.




Триединая роль режиссера

Режиссер, в переводе с французского — «дающий направление». Он по праву считается
авторов спектакля: режиссер отвечает за трактовку и идейно-художественное содержание пьесы,
за работу с актерами и соединение всех компонентов спектакля в единое целое. Исходя из этого
можно говорить о триединой роли режиссера.

Владимир Иванович Немирович-Данченко оставил нам стройное учение о творческой роли
режиссера в спектакле.

«Режиссер — существо трехликое, - отмечал он в своей книге «ХХз прошлого»:

1. режиссер — толкователь,он же — показывающий, как играть; так что его можно назвать
режиссером-актером, режиссером-педагогом;

2. режиссер — зеркало,отражающее индивидуальные качества актера;

3. режиссер — организаторвсего спектакля».

Публика знает только третьего, потому что его видно. Он проявляет себя 'непосредственно
во всей художественной ткани спектакля. Что же касается первого и второго, то их не видно,
потому что они «потонули» в актере, «умерли» в нем. Сам Владимир Иванович сознательно
добивался, чтобы в поставленных им спектаклях не было заметно и следа той гигантской работы,
которую он вел с актерами на всем протяжении репетиционного периода.

Говоря о функциях режиссера, с замечательной точностью определяя каждую из них,
Владимир Иванович утверждал единство и нерасчлененность этих функций в процессе
репетиций.

«Режиссер — толкователь и в ту же минуту — едва лишь актер начал пробовать
предложенное, воплощать намеченное — режиссер-зеркало, преломляющие промахи и находки
исполнителя, и тут же рядом — режиссер-организатор, умеющий окинуть взором иелое,
направить все компоненты спектакля к конечной уели — к воплощению его идеи» (Кнебель)

В функции толкователярежиссер реализует свой аналитический дар и умение заражать
актера содержанием избранной пьесы, благодаря этому он закладывает фундамент будущего
спектакля. Режиссер трактует пьесу и роли, разворачивает перед актерами десятки жизненных
параллелей и ассоциаций, адресованных к их личному опыту. Это позволяет сделать образ драмы
понятным, живым, связанным всеми корнями с действительностью.

Но когда идея постановки принята коллективом, взаимоотношения найдены, фарватер
спектакля намечен, то это еще совсем не означает, что функция режиссера-толкователя исчерпана.
Найти и нажить — понятия далеко не равнозначные.Изо дня в день, репетируя пьесу, актер не
только приобретает, но кое-что и теряет из усвоенного ранее. Поэтому ему нужно непрерывно
подбрасывать какие-то мысли об образе, освежать представления о нем. И потому на любой
стадии готовности спектакля режиссеру необходимо вновь и вновь возвращаться к разбору его
идейных задач, к разговорам о времени, в которое происходит действие, о зерне всей пьесы и
каждой в отдельности роли. Но делать это на другой основе, умея подойти к старому, десятки раз
обсужденному вопросу с новой неожиданной стороны.

Определяя вторую функцию режиссера-зеркала, -ВладимирИванович говорил о его
способности почувствовать индивидуальность актера, беспрерывно в процессе работы следить,
как в актере отражаются замыслы автора и режиссера, что ему «идет и что не идет», куда его
клонит фантазия и желания и до каких пределов можно настаивать на той или другой задаче. Он
говорил о необходимости следовать за волей актера и одновременно направлять ее, направлять, не
давая чувствовать насилие.

Третья функция режиссера — режиссера-организатора —заключается в том, чтобы слить
все элементы спектакля, ставя на первое место творчество актера. Режиссер сливает актера со всей
окружающей его обстановкой в одно гармоническое целое. В этой организационной работе он уже
полный властелин, и его особенно важным качеством является умение «лепить» куски, целые
сцены, акты.

 

 

Основные этапы работы режиссера с актерами над спектаклем

Застольный период работы над спектаклем.

Застольный период — первый этап совместной работы режиссера с актерами.

Основные задачи застольного периода: глубокое изучение идейного содержания пьесы, ее образов, линии их поведения, художественных особенностей драматургического произведения, разведка «умом» и проверка действием.

а). Первая встреча с коллективом — чтение и обсуждение пьесы.

задача — донести до сознания коллектива содержание пьесы. Манера чтения: читать, но не «играть».

Нецелесообразность высказывания режиссером своей оценки пьесы или подробного рассказа о том, каким образом будет решена та или иная сцена.

Утверждение пьесы к постановке.

б). Распределение ролей.

Первое чтение пьесы исполнителями по ролям. Чтение пьесы «от себя». Воспитание у исполнителей ощущения «целого», интереса не только к своей роли, но и ко всей пьесе в целом.

Нецелесообразность на первых порах разрабатывать детали, устанавливать ударения, паузы и т.д.

в). Действенный анализ пьесы и роли

Активные поиски актером своих путей к роли. В застольный период, работая над ролью, актеры действуют от «себя» в предлагаемых обстоятельствах (поиски себя в роли). Метод действенного анализа. Его сущность.

2. Репетиции в «выгородках»

Основная цель — поиски точной линии физической жизни каждого персонажа, как наиболее понятное выражение его внутренней жизни. Воплощение этой жизни на сцене.

а). Работа методом физических действий в процессе репетиций, т~ разработка поведенческой деятельности в событии Овладение сценическим действием в условиях точной планировки.

б). Поиск точных, выразительных мизансцен. Вред «разводки» Превращение режиссерской мизансцены в актерскую. Зависимость мизансцен от сверхзадачи и образа спектакля

в). Работа над образом в выгородках. Действие от образа. Установление непрерывной линии взаимодействия с партнером, понимаемого как «игра для партнера». Забота режиссера о создании ансамбля спектакля.

r). Поиски характерности (внешней и внутренней)

д). Закрепление в процессе репетиций в «выгородках» найденных актерами сценических действий и мизансцен. Прогоны отдельных сценических актов — репетиции без остановок.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 639. Нарушение авторских прав

codlug.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия